Чемпионат мира в России – 21-й по счёту. Вспоминать в подробностях предыдущие 20 не станем, а вот о любопытных судьбах, связанных с каждым из них, расскажем. И для начала отправимся в Уругвай, где в 1930 году стартовала история мировых первенств.
ПЕРВЫЙ чемпионат мира проводился без отбора: участвовать в нём ФИФА пригласила всех, кто входил в её ряды, и даже британцев, которые их на тот момент покинули. Откликнулись 13 команд: 4 из Европы, 9 – из Южной и Северной Америки.
Первым обладателем Кубка Жюля Риме стала сборная Уругвая, обыгравшая в финале соседей-аргентинцев 4:2. А её первый и последний голы на чемпионате забил человек, которого в наше время близко не подпустили бы не то что к сборной – вообще к профессиональному футболу.
Начали уругвайцы с победы над Перу – 1:0. Принёс её гол 25-летнего Эктора Кастро.В Уругвае форварда «Насьоналя» звали ни много ни мало Одноруким Богом, и в этом прозвище отразились и отношение публики к его футбольному таланту, и увечье, не мешавшее ему этот талант демонстрировать. Кастро в 13 лет лишился правой руки, резанув её чуть выше кисти циркулярной пилой. Но не отчаялся: в 16 он уже футболист взрослой команды, выступающей в чемпионате страны, а в 20 – чемпион Уругвая в составе «Насьоналя» и игрок сборной.
Инвалидность не мешала Кастро ни играть в футбол (ну разве что вводить мяч из-за боковой), ни наслаждаться жизнью. Режимщиком он никогда не был – гулял, курил, приударял за женщинами, не чурался азартных игр. И при этом спортивную карьеру умудрился сделать блестящую. Ещё до чемпионата мира стал олимпийским чемпионом: на Играх-1928 в Амстердаме Уругвай словно отрепетировал будущий домашний триумф, обыграв в финале ту же Аргентину. Дважды однорукий форвард выигрывал Кубок Америки, трижды – чемпионат своей страны.
Его гол в финале ЧМ-1930 формально не считается победным – но забил он его в тот момент, когда аргентинцы, уступая 2:3, отчаянно пытались отыграться. И тем самым поставил в матче и турнире точку – окончательную, золотую.
Футболисту-инвалиду не делали поблажек ни соперники, ни журналисты, ни публика. Да и сам он ни к себе сочувствия не ждал, ни других не жалел – в схватках у чужих ворот ловко орудовал культёй и в финале ЧМ-1930 с её помощью едва не выключил из игры аргентинского вратаря Хуана Ботассо. Которому позже и вколотил головой тот самый мяч.
Первый чемпионат мира для Кастро оказался и последним: в 1934-м уругвайцы от участия отказались. Играть он закончил в 1936-м, став успешным тренером: всё тот же «Насьональ» при нём пять раз выиграл чемпионат Уругвая. Успел потренировать и сборную страны – совсем незадолго до смерти от сердечного приступа, унёсшей его в 1960-м, всего лишь 55-летним.