В течение одной недели сборная России сыграет сразу с двумя соперниками из первой десятки рейтинга ФИФА. «Аргументы недели» – о том, в чём смысл предстоящих матчей.
ЧМ-2018 всё ближе. В октябре первыми из его участников к нам пожаловали Корея с Ираном. «На чемпионате мира эти команды будут в числе аутсайдеров, – заметил тогда известный футбольный эксперт Александр Бубнов. – Ну что же, посмотрим, каковы мы на фоне таких соперников».
Посмотрели. Впечатление двойственное: результат неплох (4:2, 1:1), игра не убедила. Теперь 11 ноября в обновлённых «Лужниках» и 14-го в Санкт-Петербурге мы увидим не просто участников ЧМ-2018, а тех, кого на всех крупнейших турнирах причисляют к фаворитам, – Аргентину с Испанией.
И вот уже в холл гостиницы «Украина» входит в кольце охранников Месси, в Тушине разминаются Агуэро с Дибалой, в Петербурге ждут Пике с Рамосом и Иньестой. А в Краснодаре, где чемпионата мира так и не увидят, 14 ноября пройдёт матч, чья афиша вполне соответствует турнирной: та же Аргентина против Нигерии.
В Россию едут осматриваться, готовиться, проверять силы. Аргентинцы проводят на новой базе «Спартака» полноценный сбор – привезли даже целую юниорскую команду, чтобы у основного состава было с кем играть на тренировках. Они всегда так делают, и кто-то из этих ребят наверняка и будущим летом приедет к нам помогать своим звёздам.
Почти даром
Не секрет, что обычно грандов к нам заманить непросто. И ехать далеко, и климат не лучший, и команда наша – спарринг-партнёр не самый привлекательный ни в спортивном, ни в имиджевом плане.
В 2009-м, когда мы в последний раз играли с Аргентиной, возглавлявший её тогда Диего Марадона не скрывал, что не видел смысла лететь в Москву. Встреча в Черкизове, завершившаяся победой гостей (3:2), была скорее нужна аргентинской федерации футбола, получившей от российской стороны, как сообщалось, 750 тысяч долларов.
Сейчас аргентинцы, говорят, заработают миллион. Но это – с приличной скидкой: в иных обстоятельствах пришлось бы выложить вдвое больше, и ещё не факт, что южноамериканцы согласились бы. Растут цены…
– У команд из первой десятки есть экономические требования, но они умеренные, – не скрывал удовлетворения министр спорта Виталий Мутко. – РФС почти не понесёт затрат.
Интересно, кстати: те 750 тысяч – это с учётом неустойки или мы её с аргентинцев так и не взяли? Месси-то тогда на поле не вышел, сославшись на травму. А ведь расценки на матчи сборной Аргентины различаются в зависимости от того, играет он или нет.
Россия положением хозяйки ЧМ-2018 пользуется по максимуму – и правильно делает. Наша сборная впервые в своей истории сыграет с двумя чемпионами мира кряду, а позже примет и третьего – в марте к нам должны приехать бразильцы. О том, придётся ли и сколько платить сборным Испании и Бразилии, не сообщается, но доходы от трёх матчей, как говорит Мутко, должны всё окупить. Месси, Иньеста и Неймар соберут аншлаги.
Встречи равных
Это сейчас за право помериться силами с аргентинцами или испанцами мы вынуждены платить. А в 1961 году, когда впервые дважды встретились сборные СССР и Аргентины, это были встречи равных команд. В тех же «Лужниках» они разошлись миром – 0:0, а в Буэнос-Айресе верх взяли советские футболисты – 2:1. И встречали их там если не с благоговением, как сегодня у нас Месси, то с уважением: Яшин, Понедельник, Месхи, Метревели, Нетто, Иванов, Маслёнкин, Маслаченко – всё это были действующие обладатели Кубка Европы. Провожали и вовсе овациями: сборная СССР стала первой европейской командой, которой аргентинцы уступили на своём поле. Следом, кстати, наши обыграли ещё и Чили с Уругваем (1:0, 2:1).
Та победа – одна из двух, которые в 12 матчах с Аргентиной удалось одержать нашей сборной (вторая – на счету команды Валерия Лобановского, обыгравшей Марадону со товарищи в 1988-м в Западном Берлине – 4:2). С испанцами статистика ещё печальнее: из 10 игр в нашу пользу завершилась всего одна – 2:1 в 1971-м.
В космос!
Нынешнему поколению российских футболистов не статистику исправлять – опыта набираться надо в преддверии главного в их жизни турнира. Из всех, кто работает сейчас у Черчесова, с Аргентиной играли лишь двое – Акинфеев и Дзагоев.С Испанией – Акинфеев и Жирков.
Да и вообще главная, возможно, беда нашей команды – в том, что даже у опытных её игроков практики встреч с соперниками такого уровня ничтожно мало. С сильнейшими сборными Россия встречается не каждый год. В клубном формате по два-три раза за сезон доводится «выйти в космос» российским участникам Лиги чемпионов. Братья Миранчуки, Кузяев, Кокорин, Смолов, Швец -футболисты, наверное, неплохие, только вот судить о них мы можем, в основном наблюдая, как они играют друг против друга.
14 июня в тех же «Лужниках» сборной России открывать чемпионат мира. Нет, коленки у наших задрожать не должны, с кем бы ни свёл жребий. Дело в другом: тот футбол, в который они привыкли играть в России, лучшим мировым образцам уступает в темпе, интенсивности, скорости принятия решений, технической оснащённости игроков. Почувствовать, с чем придётся иметь дело будущим летом, – вот зачем нужны Аргентина с Испанией.
– Пришло время, когда надо играть с сильными, – сказал в первый день нынешнего сбора Черчесов.
Жаль, что время это приходит и уходит, – лучше бы оно не кончалось. Но раз пришло – польза будет. Чем бы эти два матча ни закончились.