Всегда печально видеть, как осыпается позолота с того, что когда-то было великим. Вдвойне печально, когда это происходит с тем, что дорого множеству людей, что сопровождало их всю жизнь и переполняло их сердца гордостью. Мы говорим о московском футбольном клубе «Торпедо».
Команда с историей
«Торпедо» – клуб с давней и славной историей, ведущий свою летопись с далёкого 1924 года.
«Торпедо входило в московскую «великую пятёрку» вместе со «Спартаком», ЦСКА, «Динамо» и «Локомотивом». Причём входило в неё на равных. «Торпедо» трижды становилось чемпионом СССР, шесть раз «чёрно-белые» брали в свои руки кубок СССР. Подтверждая свою репутацию кубковой команды, торпедовцы стали обладателем этого трофея, впервые разыгрывавшегося в новой России в 1993 году.
Если ЦСКА и «Динамо» всегда считались ведомственными клубами, а «Спартак» носил звание «народной команды», то «Торпедо» гордо и со всеми основаниями называло себя «рабочей командой». Даже прозвище у торпедовцев было «кепки» или «слесаря». В советское время это было почётно, не то что сейчас.
О величии старого клуба можно долго рассказывать. Достаточно сказать, что чёрно-белые цвета в своё время носили легенды советского футбола Валентин Иванов, Валерий Воронин, Слава Метревели, Михаил Гершкович и сам великий Эдуард Стрельцов. Игорь Семшов свои лучшие сезоны провёл именно в «Торпедо», сыграв за клуб 216 матчей и забив 54 гола.
Поклонниками чёрно-белых считали и считают себя многие известные стране люди. Например, Олег Анофриев, Александр Ширвиндт, Владимир Вишневский.За «Торпедо» болели Владимир Высоцкий, Олег Даль, Анатолий Папанов, Аркадий Арканов и даже легендарный хоккеист ЦСКА Валерий Харламов.
Однако новые времена принесли прославленному клубу много проблем. И если с футболом всё было относительно неплохо, то с футбольным бизнесом дело обстояло куда хуже. Постоянные смены владельцев и акционеров, финансовые проблемы – всё это приводило к тому, что клуб лихорадило. Он то поднимался на верхние строчки премьер-лиги российского первенства, то вылетал в низшие дивизионы. Однажды даже свалившись в третью, любительскую лигу. Сейчас «Торпедо» идёт на пятом месте в группе «Центр» первенства ФНЛ. Это настоящая трагедия для клуба, когда-то бывшего великим.
Надо спасать Историю
Мы попросили прокомментировать ситуацию прославленного торпедовца, отыгравшего в команде 12 лет и дважды в её составе становившегося обладателем Кубка СССР, заслуженного тренера России Вадима Станиславовича Никонова.
«То, что происходит сейчас с легендарным клубом, – очень печально, – вздохнул Никонов. – Ведь это не просто название, не какая-то там команда, которую можно собрать, распустить и снова собрать. Это Великая история советского, русского футбола. Отмахнуться от неё, бросить на произвол судьбы, мол, пусть выплывает как хочет, – это неправильно.
Я всю жизнь отдал футболу, сейчас тренирую мальчишек. Вот есть сейчас стадион имени Эдуарда Стрельцова. Мальчишки спрашивают – кто такой Стрельцов? Отвечаю – великий футболист, легенда! А где играл? В «Торпедо». А что за «Торпедо»? И что мне им отвечать? Да это такая команда, сейчас во второй лиге болтается, потому что денег нет футболистам зарплату платить? Мне стыдно. Разве можно так поступать с Историей?
Со стадионом этим странно всё как-то. Я не бизнесмен, не политик, я футболист. Я не лезу в вопросы финансирования, руководства, менеджмента – не понимаю в этом ничего и не хочу, моё дело тренировать. Вроде бы формально стадион торпедовский, даже имя великого торпедовца носит. Но почему-то получается, что он является домашним стадионом клуба с удивительным названием «Арарат» (Москва). Недавно «Торпедо» играло с «Араратом» на торпедовском стадионе – в гостях! А домашние матчи наш клуб проводит на поле академии имени Фёдора Черенкова. Как это вообще можно понять? У меня это в голове не укладывается.
Про болельщиков хочу отдельно сказать. Футболисты дорожат своей группой поддержки, играют для них. Но некоторые ходят на стадион явно не для поддержки команды. Они решают какие-то свои вопросы, не знаю какие. На команду им плевать. Иначе бы они не делали того, что команде только вредит. Провокационные плакаты, речевки. Разве они помогают футболистам играть? Нет. Думаю, такие «болельщики» даже не скажут после игры, с каким счётом она закончилась. А из-за них на стадион не ходят те, кто переживает за клуб. Не хотят слушать этот мат-перемат.
Клубу надо помочь. Кто должен это сделать? Я не знаю. Город, завод, акционеры. Должны найтись люди, которые поддержат тех, кто уже несколько лет бьётся, спасая не только прославленный футбольный клуб, но и историю, которой он принадлежит и которая принадлежит ему.
Хорошо, что на стадионе Стрельцова тренируются дети из торпедовской школы. Это наше будущее. Значит, есть надежда.
Недавно стало известно, что снова поменялся главный акционер команды. Теперь это коммерческий банк. С одной стороны, это внушает оптимизм. Но с другой – опасения. Известно немало случаев, когда в футбол приходили бизнесмены, которые ничего не понимали в спорте и видели в команде только бизнес-проект и в итоге не получали ни побед, ни денег, оставляя после себя разруху. Этого в своё время не избежали и топ-клубы Премьер-лиги. Хочется надеяться, что новые акционеры «Торпедо» смогут быть более дальновидными, прислушаются к советам, доверятся не только банковским менеджерам, но и специалистам – профессионалам, которые отдали клубу и команде половину жизни и большую часть души. Нельзя допустить, чтобы профессиональный футбольный клуб превратился в футбольную секцию!»