Два октябрьских контрольных, как любит говорить главный тренер национальной сборной Станислав Черчесов, матча сборной России – с Кореей (4:2) и Ираном (1:1) дали специалистам и болельщикам немало пищи для размышлений.
Они забивают – мы побеждаем
Когда после удара Алексея Миранчука на табло «ВЭБ Арены» загорелись цифры 4:0, в это было трудно поверить. Ну да, случалось сборной России так громить Люксембург с Лихтенштейном, но здесь-то – Корея, одна из лучших команд Азии, участник будущего чемпионата мира. Который корейцы, к слову, в отличие от нас не пропускают с 1986 года.
Преимущество в счёте выглядело тем более удивительным, что происходившего на поле оно вообще-то не отражало. За первый тайм команда Станислава Черчесова не создала, по сути, ни одного голевого момента. Сама же пару раз позволила корейцам за счёт скорости, изобретательности, игры в касание взломать свою оборону. Гол Смолова, забитый перед самым перерывом после подачи углового, был хорош, но из логики игры не вытекал.
– Да, в первом тайме у нас практически ничего не получалось, – подтвердил «Аргументам недели» бывший полузащитник сборной СССР/СНГ/России Александр Мостовой. – Более того, корейцы нашу команду переигрывали. Соглашусь с мнением многих: результат порадовал, игра вызывает вопросы. В обороне, например, проблемы как были, так никуда и не делись.
Иллюстрацией к словам Мостового стала концовка встречи. Две ошибки на последних минутах – и 4:0 превратились в 4:2. Тоже неплохо, конечно, но два гола корейцы забили себе сами, а ещё один пропустили со «стандарта». Итого с игры в их ворота влетел лишь один. Тот самый, четвёртый, в исполнении Миранчука.
Команда живёт
– Почему у сборной России мы так и не увидели ни одной яркой комбинации?
– Этот вопрос надо задавать главному тренеру, – парировал Мостовой. – Он работает с командой, ему виднее, чего не хватает тому или иному футболисту.
– Что вам всё-таки понравилось?
– То, что у ребят загорелись глаза. Никто не отбывает номер, все отдаются игре. По этой встрече было видно: команда живёт! Да, где-то не хватает техники, где-то быстроты мышления, но это в порядке вещей: футболисты делятся на классных, хороших, сильных, средних, слабых...
– И каких у нас в сборной сегодня больше?
– Какой смысл об этом говорить? Есть тренерский штаб, и независимо от нашего мнения выбор за ним.
– Связка Кокорин – Смолов действительно способна «выстрелить»?
– Думаю, это как раз то, что может стать сильной чертой нашей сборной. Кокорин в нынешнем сезоне забегал, заиграл. Смолов это делает уже года три. Объективно это сейчас лучшие наши нападающие, и на них можно возлагать надежды.
– Вы бы на месте Черчесова поменяли что-нибудь к матчу с Ираном?
– На мой взгляд, футболистам, вызванным в сборную, нужно давать игровую практику. Конечно, постоянно должны играть те, в ком тренерский штаб однозначно видит основных игроков. Но к ним надо добавлять других, пробовать разные сочетания. Взять тех же вратарей: зачем вызывать на сбор троих, если двое так и не сыграют? А потом случись что, не дай бог, с Акинфеевым – заболеет или «дурочку» какую-нибудь пропустит – опять все начнут говорить: подвёл, мол. Думаю, с Ираном Черчесов поставит Лунёва. Лично я бы так и сделал.
Не разгулялись
С Лунёвым Мостовой попал в точку. Но в Казани Черчесов поменял не только вратаря. На фланги с первых минут вышла пара «новых русских» – Марио Фернандес с Раушем, в обороне – Кутепов, а в середине поля в стартовом составе появился Тарасов: матч с корейцами показал, что без настоящего опорника не обойтись.
Но первый тайм у наших вышел ещё хуже, чем с Кореей. Тогда всё-таки забили, теперь и шанса для этого не создали. Там игру хотя бы оживляли корейцы, здесь и у иранцев впереди мало что получалось. Вязкая, нудная борьба, стыки, взаимные ошибки…
– Тут дело скорее в сопернике, чем в наших, – пояснил Мостовой после казанского матча. – Иран – команда организованная, сыгранная, все пути к своим воротам перекрывает грамотно. Тем же Смолову с Кокориным разгуляться так и не позволили. И Марио Фернандесу тоже. Видимо, хорошо нашу команду изучили – и такой свободы, какую он имеет на правом фланге в ЦСКА, здесь ему не дали. Раушу на левом удалось себя проявить больше: он выглядел одним из лучших. Ну а после пропущенного гола игра пошла уже другая, тем более что и замены Черчесова креатива добавили. Собственно, и счёт-то сравняли как раз те, кто вышел во втором тайме: Кузяев – Самедов – Полоз.
– Польза-то от встреч с Кореей и Ираном будет?
– Конечно! Любая игра полезна, тем более что команда уже полтора года в привилегированном положении: результат не давит, и пока другие бьются в отборе, наш тренерский штаб может свободно творить.
– Отсутствие соревновательной практики – разве не минус?
– Для кого как. На таких турнирах, как чемпионат мира, очень многое зависит от того, как команда готова в данный конкретный момент. Вспомните 2008-й: сборная России перед чемпионатом Европы играла не лучшим образом, отобралась туда с большим трудом, но правильно провела подготовку – и понеслась! А в 2012-м считалась чуть ли не фаворитом, но сыграла три матча в группе – и домой. Поверьте, летом мы с вами нынешние игры и не вспомним.
– Есть основания для оптимизма?
– Понятно, что уровень игры в нашем чемпионате и в сильнейших европейских лигах разный. Но скажу так: среди сборных есть три-четыре команды, которые действительно выделяются. Бразилия, Испания, Германия... Со всеми остальными играть можно – нет таких, чтобы были на голову сильнее наших.