Величайший форвард Александр Мальцев крайне редко даёт интервью. Каждое его слово – на вес золота. Но во время церемонии в честь 45-летия Суперсерии между СССР и Канадой удалось отвлечь ветерана на честный разговор по душам.
«Значит, не судьба…»
Александру Мальцеву уже 68 лет. Как же летит время…
А тогда, в 1972-м, молодой форвард «Динамо» выходил на матчи Суперсерии, которая попала в историю. Помните, как дети о нём сочиняли песенку? «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз, Александр Мальцев открывает счёт…»
– Ужас, как много времени прошло. Уже 45 лет! – поражён сам Мальцев. – Но у нас давно была мечта о том, чтобы наконец-то сыграть со сборной профессионалов из Канады. Мы их не избегали, ну что вы! Ту Суперсерию ждали с радостью. И вот мечта сбылась, дождались! Сошлись две разные школы хоккея – советская и североамериканская. Да, играли звёзды мирового калибра. Никого сильнее в ту пору не было.
– Позвольте два острых вопроса. Во-первых, почему же сборная СССР проиграла в Москве три последних матча Суперсерии? Вы держали историческую победу в руках!
– Вот видите, как бывает. Мы думали, что если уж с канадцами на маленьких площадках стандарта НХЛ справились, то приедем в Москву и на больших коробках с ними легко разберёмся. Раскатаем их, и всё! А получилось наоборот. Значит, не судьба.
– И второе. Почему же вы, лучший бомбардир за всю историю сборной, ничего не забили в Суперсерии? Восемь матчей – лишь пять передач…
– Ну что тут поделаешь? Тоже не судьба! Помните, как Мишка Евдокимов говорил? Не всегда забиваешь, когда тебе хочется.
– Что вы скажете о современном хоккее?
– То скажу, что российский хоккей всё больше похож на канадский. А вот ребята из Северной Америки, наоборот, взяли всё лучшее из советской школы. Канадцы теперь играют, как мы в 1972-м. Скорость, техника, размашистые комбинации. А мы с чем остались? Подумайте об этом. Эх, потеряли мы своё. Очень многое потеряли.
– Может, соберём всех лучших россиян и канадцев, чтобы заново провести Суперсерию?
– Не надо. Равной она не получится. Даже сравнивать не стоит, – махнул рукой Мальцев.
«Тот хоккей уже не вернуть»
Ах, Александр Мальцев! Сколько детей выросло на его игре.
«Болею хоккеем с 1972 года, был тогда совсем пацаном. Мальцев – мой самый любимый спортсмен. Просто обожал его игру. Даже когда научился расписываться, свою подпись подогнал под автограф Мальцева. Универсальный форвард, сколько его по разным тройкам кидали – везде играл самобытно, не терялся».
«Нет даже рядом никого по уровню с ребятами из 1972 года. Пропало «Динамо», остался колхоз. А Мальцев есть. Вспоминаю, как болел за ЦСКА, но знал все динамовские тройки назубок. Тот хоккей остался у нас лишь как ностальгия. Очень больно! Как жаль, что его уже не вернуть, как не придёт к нам ушедшая юность».
«После разговора с Мальцевым есть желание снова превратиться в маленького мальчика и броситься к нему с вопросом, когда случилось поражение в восьмом матче Суперсерии: «Дядя Саша, ну как же так?» А взрослому дяде в голову приходит совсем иное – ноль шайб Мальцева в восьми матчах и вопрос: «Зачем же, вы, Александр Николаич, между двумя частями Суперсерии, пока канадцы упорно тренировались, с Валеркой Харламовым в Крым махнули? Тарасов вас бы в отпуск не отпустил!»
Эх, гады-годы, уже 45 лет минуло. Многих из участников Суперсерии уже нет в живых. Валерий Васильев, Геннадий Цыганков, Александр Рагулин, Виктор Кузькин, Евгений Паладьев, Владимир Викулов, Вячеслав Солодухин, Евгений Мишаков, в автокатастрофе разбился Валерий Харламов, недавно ушли Александр Бодунов и Владимир Петров.
Остановись, время, не лети так быстро!
«Где он, вожак в «Динамо»?»
– А кто из нынешних хоккеистов сборной России мог бы вписаться по характеру и духу в ту сборную под руководством Всеволода Боброва?
– спросили у Мальцева.
– Так я вам не скажу. Это ведь тренер должен решать, кого приглашать в состав. – Он развёл руками. – Выводы нужно делать на тренерском совете. Что ж я вам отвечу как игрок?
– Скажите тогда, вы могли бы сыграть в одной тройке с Александром Овечкиным, кумиром нынешней молодёжи?
– Между прочим, в своё время мы так и играли. Это было перед восхождением звезды Овечкина. Он ещё подходил к основе московского «Динамо» и в свободное время тренировался с нами в команде «Русское золото».
– Вы сразу поняли, что растёт большой игрок?
– Я бы так не сказал, что сразу. Учиться Саше тогда было надо многому. Поэтому он с нами тренировался. И есть немного заслуги в том, что он попал в основу «Динамо», а потом в НХЛ. Я ему тогда помог.
– Вы ходите на матчи московского «Динамо»? Летом команда пережила серьёзный кризис, но вроде бы поднялась на ноги.
– Ну как поднялась? Может «Динамо» позволить себе такую роскошь, как три поражения подряд. Куда это годится? Вспомните – получили ЦСКА, «Магнитка», «Трактор». А что скажете о недавнем матче с «Автомобилистом» (0:1)? У себя дома ничего не забили. Где же атака? Значит, стабильности не хватает. Пока нет настоящего лидера, который повёл бы команду за собой. Нужен настоящий заводила. Где он, вы не подскажете?..