Хоккей в России больше чем хоккей
21 июля 2017, 10:39 [ «Аргументы Недели. Челябинск» ]
Наш земляк, челябинец в прошлом году стал победителем конкурса литературных произведений о хоккее с шайбой «Скажи свое слово о хоккее», в престижнейшей номинации «Библиотека тренера». До недавнего времени Александр Викторович успешно трудился доцентом на кафедре «Хоккей-футбол» УралГУФКа, работал тренером в хоккейной команде «Трактор». Сегодня мы публикуем, с незначительными сокращениями, его размышления о судьбе современного российского хоккея.
Александр Уфимцев
Размышляя о причинах побед и поражений современной национальной сборной России, выделим 10 очевидных противоречий в российском хоккее, требующих немедленного их разрешения.
Первая причина это возросшая конкуренция. Так в хоккее, до 1954 года на протяжении многих десятилетий доминировали канадские любители, по праву считавшиеся законодателями мод и различных нововведений на мировом уровне.
Затем, в 1954 году, в буквальном смысле ворвался советский хоккей, и на протяжении более 40 лет на «мировую корону» уже претендовали до 4-5 сборных ( сборные СССР, Канады, Швеции, Чехословакии и США), но среди них - явным фаворитом считалась именно сборная СССР. Советский хоккей уверенно доминировал с 1963 года и до крушения СССР в 1991 году. Но за последние два десятилетия заметно возросла плотность конкуренции, расширилась география потенциальных лидеров, и теперь к элите мирового хоккея уже можно отнести до восьми сборных команд: Канады, России, США, Словакии, Финляндии, Чехии, Швеции и Швейцарии. Бурное развитие получил хоккей, и в так называемых, ранее «не элитных хоккейных» странах: Белоруссии, Казахстане, Германии, Латвии, Литве, Словении, которые, как показывает практика, сегодня могут одолеть любого соперника из числа хоккейных авторитетов, на любом высоко статусном турнире.
Увеличилось и общее число игр, в годичном цикле, и количество международных соревнований за сезон. С развитием материальной инфраструктуры хоккея, в первую очередь, - увеличением количества ледовых дворцов спорта это привело к тому, что хоккей уже стал практически круглогодичным видом спорта. Количество игр за сезон достигло 60-80-100 матчей, а в некоторых случаях и более того. Все это, несомненно, привело к увеличению по всем параметрам тренировочных и соревновательных нагрузок. Значительно возросло количество игровой и тренировочной практики, и в детско-юношеском хоккее…
Причина вторая это отсутствие модели игры. Российские хоккеисты «потеряли» свой самобытный стиль хоккея, который ранее всегда доминировал на планете, и заключался в навязывании «своей игры» любому сопернику. Отечественные хоккеисты ранее лишь изредка позволяли себя «укусить», а теперь практически всё наоборот. «Наш хоккей потерял лицо. Он безликий. Неизвестно, во что мы играем» - прокомментировал Вячеслав Фетисов. Ему вторят канадские специалисты, в частности, Джек Тодди, - один из самых известных в Северной Америке, хоккейных обозревателей, который считает: «Россия потеряла свой славный хоккей» Где точнёхонькие пасы, чудесные навыки владения клюшкой, терпение, позволяющее дожидаться голевого шанса и хладнокровно реализовать его, где жесткость, чтобы продираться к воротам соперника, невзирая на силовые приемы канадцев? Каким бы высоким индивидуальным мастерством ни обладали современные русские игроки, они не в состоянии демонстрировать его в командном хоккее на самом высоком уровне».
Один из тренеров штаба канадской команды, играющей в хоккейной мекке Северной Америки - в Торонто, и привыкший говорить журналистам то, что он думает, Брайн Бурк, после победы молодежной сборной России на ЧМ-2011, на вопрос журналистов, является ли, по его мнению, противостояние Россия – Канада главным событием в хоккейном мире, и по сей день, заявил следующее: «…Да, я был удивлен, победе русских, поскольку они начали чемпионат довольно плохо и считаю, что Россия до сих пор внушительная хоккейная сила. Это нам, канадцам, россияне только что доказали на молодежном чемпионате мира. Но, для Канады в наши дни, главный соперник все, же США».
Но, что примечательно, наши извечные соперники канадцы, американцы, финны и шведы, начиная с уровня молодёжного хоккея, демонстрируют исключительно атлетический, коллективный, комбинационный, агрессивно – атакующий стиль хоккея с отличной технико-тактической обученностью, и прекрасной функциональной подготовленностью. То есть наш же, нами же самостоятельно «изобретённый» и нами же хорошо забытый стиль советского хоккея. В последнее время, в содержании большинства игр команд КХЛ есть практически всё, кроме самой сути игры в хоккей. В лексиконе хоккейных экспертов появилось новое определение – «антихоккей».
«Российские хоккеисты практически разучились играть в свой стиль хоккея, который в наипервейшую очередь отличался по главному признаку - своей коллективной игрой, когда игрок овладевший шайбой, сразу искал партнёра, находящегося в более выгодной ситуации и моментально принимал решение, выражающееся в передаче. И если раньше атака продолжалась до 7-9 передач, то сейчас она уже «захлёбывается» чаще всего на 2-3 передаче»,- авторитетно и аргументировано считает председатель МКС «Урал – Западная Сибирь» Вячеслав Павлович Деменьшин.
Причина третья это отечественные тренерские кадры. Мы практически потеряли свою самобытную отечественную тренерскую школу. Почему-то уповая, как в Петровские времена, на «иноземных» специалистов, которые в большинстве своём ни в чём не превосходят наших тренеров. Вдруг, в какой-то временной промежуток мы решили, а вернее сказать, нас приучили верить, что у них абсолютно всё лучшее. И как итог, прозвучавший в интервью «СЭ» Вячеслава Фетисова: « К сожалению, наши тренеры не обладают современными методиками подготовки и тренировки хоккеистов». Но кто, как, ни сам мэтр отечественного хоккея, будучи первым лицом в российском спорте, не уделил этой проблеме, ни малейшего внимания, а поступил по известному «халявскому» девизу: «Заграница нам поможет!» В настоящее время, мы всё больше и больше привлекаем к подготовке спортсменов высокой квалификации, а теперь уже и в детско-юношеском спорте, в частности в футболе и хоккее, тренеров – иностранцев, и платим им несуразно огромные деньги. Мало того, теперь уже и «натурализируем» зарубежных спортсменов в российский спорт высших достижений. На своей «домашней» олимпиаде Сочи-2014 мы уже увидели в составе Национальной Олимпийской сборной России сразу двух «соотечественников» с иностранным происхождением, к которым отечественная школа спортивной подготовки не имеет ни малейшего отношения. В то же время за рубеж уезжают и успешно работают там многие отечественные спортсмены, даже организовывают там свои частные спортивные школы. И на этом фоне чётко просматривается недостаточное внимание к подготовке своих молодых тренерских кадров. В России, людей желающих и способных, работать тренерами предостаточно, но у них отсутствует необходимая материально-техническая и финансовая база, а также явно не хватает необходимого опыта, и знаний, для работы в современных условиях. Высококвалифицированный спорт – это в первую очередь обоснованный риск и новаторство.
Низкая квалификация отечественных тренерских кадров – это причина, низкая продуктивность спортсменов высокой квалификации – всего лишь следствие (Л.М.Куликов, В.В.Рыбаков, В.М.Болотов, Н.Ф.Полозкова, – Челябинск : УралГУФК, 2012). В этом плане уместно привести слова почётного президента РФС Вячеслава Ивановича Колоскова о падении престижа тренерской профессии: «Мы сейчас ищем причины, почему наши спортсмены безобразно выступили на Олимпиадах в Пекине и Ванкувере, далеко за пределами среди лучших были бы они и на ЗОИ Сочи-2014, если бы не золотые медали иностранных «соотечественников: нет трамплинов, трасс, мотивации нет и т.д. и т.п. Но проблема номер один сегодня в том, что нет тренеров. В футбольные команды привозят всё больше иностранных тренеров по физической подготовке, которые учились у … Лобановского» (П.Алёшин, 2010). Подобная «ирония судьбы» происходит и в нашем хоккее: заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР Владимир Владимирович Юрзинов долгое время учил финнов играть в хоккей, а теперь они не только успешно обыгрывают нас на мировых и олимпийских турнирах, но и приглашаются нами, же тренировать наши же команды КХЛ.
Причина четвёртая это подготовка и состояние резервов. Настоящий высококвалифицированный хоккей в будущем всегда начинается с состояния сегодняшнего, и прежде всего, детского. За последние 15-20 лет не уделялось, мягко говоря, должного внимания детско-юношескому хоккею, который является основным резервом для команд Национальных сборных в отечественном хоккее. Ещё в 1998 году в Нагано, после поражения в финале олимпийской сборной России от чехов, двукратный олимпийский чемпион Алексей Викторович Касатонов произнёс: «Наш хоккей ещё жив, но нам необходимо обратить пристальное внимание на наш детско-юношеский хоккей. Нам позарез необходима национальная программа по развитию детского хоккея». Но, увы, его никто не услышал или не захотел услышать, и мы ещё потеряли более 20 лет. И в - итоге: «У русских существуют большие проблемы с подготовкой юных талантов за последние 15 лет. И сегодня мы видим то, что позволяет говорить – Россия лишилась своего славного национального хоккея. Игра Российской молодёжной сборной в настоящий момент выглядит как гибрид, которому не хватает самобытных задач и цели» - делает экспертное заключение всё тот же Джек Тодди.
В 2011году, после великолепной, пока единственной за последние семь лет, победы Российской молодёжки в финале над не менее великолепными канадцами в американском городе Баффало, известный российский телеэксперт, ЗМС по хоккею Сергей Наильевич Гимаев прокомментировал следующее: «Однозначно, наши ребята молодцы, но нам не нужно останавливаться на достигнутом и уповать на лаврах. В нашем хоккее ещё множество проблем и чёрных дыр в подготовке юных хоккеистов».
Конечно же, тренировочный процесс по подготовке юных хоккеистов многими тренерами рассматривается как творческая деятельность, но основанная, в большей степени, на личной интуиции или на личном практическом опыте посредством метода проб и ошибок. Большинство специалистов в сфере детско-юношеского, молодёжного и высококвалифицированного спорта плохо себе представляют закономерности функционирования организма, как взрослого, так и юного спортсмена, в ряде случаев даже не имея специального образования (В.Н.Селуянов,2007).
В детско-юношеском хоккее учебно-тренировочный процесс по-прежнему построен на основах интенсификации спортивной подготовки, и с «насаждением», ранней специализации, с преимущественным использованием, специализированных, и специальных средств избранного вида спорта, и методов тренировки не соответствующих возрастным особенностям юных хоккеистов, причём, уже на ранних этапах предварительной и начальной подготовки. Это неизбежно ведёт к раннему форсированию и становлению спортивной подготовленности и преждевременному исчерпыванию адаптационных возможностей, и резервов ещё юного, далеко не созревшего, организма тренирующихся. Такое направление приводит к достижению абсолютного потолка спортивного роста уже в юношеском возрасте – и это ещё в лучшем случае, а в худшем – к потере здоровья юным человеком на всю последующую жизнь. За последние два десятилетия, участились случаи внезапных смертей, причём, внезапная смерть, всё более «молодеет».
Причина пятая это условия работы тренера в системе детско-юношеского хоккея. Современный тренер в системе ДЮСШ и СДЮСШОР значительно ограничен как в творческом подходе к учебно-тренировочному процессу, так и в материальном положении. Более того, он находится в зависимости, от имущих родителей, которые ограничены, как в культуре поведения, так и в элементарных знаниях гигиены здоровья и развития ребёнка. Наивысший результат в любой возрастной категории, причём, в кратчайшие сжатые сроки, вот – девиз этих «горе-родителей», руководства спортивной школы, и - приказ для тренера. В противном случае, следует либо перевод специалиста на начальный набор, либо увольнение на «вольные хлеба». Тоже, самое, ожидается в судьбе, и директора школы не справившегося с поставленной, чаще всего, негласной задачей. Такое положение в сложившейся системе взаимоотношений «директор – тренер - дети и родители», можно назвать – бесправные заложники системы.
Продолжение здесь