Сергей Ткаченко уже более 30 лет тренирует спортсменов Иркутской области по легкой атлетике. Из последних достижений его подопечных — участие легкоатлетки Арины Барановой во Всероссийских соревнованиях по видам спорта, входящим в программу летней Паралимпиады. Результат спортсменки, жительницы города Зима, приравнивается к бронзовой медали Паралимпиады в Рио-де-Жанейро, от которой российская сборная была отстранена по решению Международного паралимпийского комитета.
— Как вы оцениваете выступление наших спортсменов на Всероссийских соревнованиях по видам спорта, входящим в программу летней Паралимпиады?
— Начнем с того, что эти соревнования были всего лишь отдушиной, хотя и это слово здесь не очень подходит. Как можно соревноваться с самим собой? Например, моя воспитанница Арина Баранова вообще бежала одна в своем классе. Просто было обидно: мы столько готовились, тренировались — нужно было показать результаты. Но, к сожалению, обстоятельства сложились не в пользу нашей сборной. Как ни крути, наших паралимпийцев пробросили, так можно сказать, а ведь они в последнее время выступают на всех соревнованиях очень серьезно. Об этом говорят хотя бы результаты последнего чемпионата Европы по паралимпийской лёгкой атлетике, который прошел в июне этого года в Италии. Российская сборная из 100 человек завоевала 131 медаль. Очень редко, когда на пьедестале почета при вручении наград там не оказывалось российского спортсмена.
— О невероятных успехах наших паралимпийцев говорят уже не первый год…
— Наши спортсмены выкладываются по полной, благодаря спорту они чувствуют себя полноценными людьми. Не будем сравнивать уровень жизни инвалидов в России и на Западе, менталитет тоже очень сильно у нас различается, но для наших паралимпийцев спорт становится самым важным в жизни. Потому что они понимают — через спорт можно самореализоваться и добиться многого.
— Была информация о том, что результаты Арины Барановой приравниваются к бронзовой медали Паралимпиады.
— Она участвовала в двух дисциплинах. В эстафете 4 по 100 метров и в беге на 400 метров. Результаты эстафеты действительно соответствуют третьему месту, или бронзовой медали, если сравнивать с результатами в Рио. А если смотреть таким же образом ее личный результат в беге на 400 метров, то она была бы шестой. Впрочем, если бы она участвовала в соревнованиях в Рио, могли бы быть совсем другие достижения. Но что про это говорить? Сейчас Арина находится дома, в городе Зима, отдыхает перед подготовкой к новому сезону.
— Когда следующие соревнования, в которых вы планируете участвовать?
— В июле следующего года в Лондоне пройдет чемпионат мира по легкой атлетике, но надо, чтобы Российский паралимпийский комитет восстановили в правах, тогда мы сможем участвовать в этих соревнованиях.
— Как долго вы занимаетесь с Ариной? И как вы с ней познакомились, учитывая, что вы живете в Иркутске, а она в Зиме?
— Можно сказать, что мы познакомились случайно. Мне посоветовала ее посмотреть моя коллега. Арине тогда было 13 лет — худенькая девочка. Сейчас ей 20. Мы начали заниматься с многоборья, она стала кандидатом в мастера спорта, но потом выяснилось, что у нее очень серьезные проблемы со зрением. Она получила инвалидность и была вынуждена переквалифицироваться в другую категорию спортсменов, после чего сосредоточилась только на легкой атлетике. Так что в этом новом для себя качестве она выступает всего второй год, но показала уже очень серьезные результаты. На Всемирных играх в Сеуле в прошлом году завоевала четыре золотых медали, на чемпионате Европы взяла два вторых места, установила личный рекорд в беге на 400 метров, который перед Паралимпиадой был третьим результатом в мире. Благодаря этим достижениям она была принята в паралимпийскую сборную России для участия в Играх в Рио…
— Но впереди ведь у нее еще много соревнований.
— Конечно. Жизнь на этом не заканчивается. Будем работать дальше. Сейчас ей нужно отдохнуть, сменить обстановку, чтобы набрать сил для новых побед. Слава богу, нас поддерживают и министерство спорта Иркутской области, и правительство региона, и федерация. Еще два года назад этого не было.