В минувшие выходные в Сочи триумфально прошёл «Гран-при России» – первый в истории этап «Формулы-1», состоявшийся в нашей стране. Праздник получился не у Даниила Квята, а у британца Льюиса Хэмилтона, который выиграл этап и привёл «Мерседес» к победе в Кубке конструкторов. Но главное, что Россия влюбилась по уши в королевские гонки.
Как Экклстоун писал Брежневу
Кто поверил бы ещё лет пять назад, что Россия в «Формуле‑1» будет иметь свою конюшню («Маруся»), своего пилота (Даниил Квят) и свой домашний этап (Сочи)? Как шутил в советские годы популярнейший герой эстрады Геннадий Хазанов, «хватит смотреть на мир глазами Юрия Сенкевича». Наши люди болели по телевизору за бразильца Айртона Сенну и француза Алена Проста, усатого британца Найджела Мэнселла и наглого немца Михаэля Шумахера. Да за кого мы только не болели! Поговорка «Какой русский не любит быстрой езды!» родилась в нашей стране, но к «Формуле-1» не имела никакого отношения. Проще было поверить, что условный Виталий Петров или Сергей Сидоров полетит в космос, чем сядет за штурвал чудо-болида.
Можно вспомнить, как в 60‑х годах прошлого века мы занимались строительством автодрома в Тушино, и наши инженеры приезжали на этап «Формулы-1» в Сильверстоун. Но стоимость проекта потянула на 40 млн. рублей, и от него решили отказаться. Экономика должна быть экономной.
Как владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун писал в 1982 году письмо Леониду Брежневу о том, что стоит развить успех московской Олимпиады и провести королевские гонки в СССР. Брежнев был фанатом автоспорта, сам лихачил за рулём – и, конечно, сразу согласился. Уже наметили гонку на август 1983 года. Но Леонид Ильич скончался, а письмо Экклстоуна на имя Андропова так и осталось без ответа.
В конце концов Берни совершил прорыв за железный занавес, проведя этап Гран-при в Венгрии. Потом СССР развалился, а инвесторы не хотели вкладывать деньги в проблемную страну. В нулевых пытались построить трассу в посёлке Молжаниново близ аэропорта Шереметьево, но всё затухло на начальной стадии, как проекты в Нагатинской пойме и Пулково.
Однако Экклстоун не сдавался, и 14 октября 2010 года контракт на «Гран-при России» всё-таки был подписан. Гигантские трибуны росли на глазах вместе со строительством олимпийских объектов. «Формула-1» пришла в Сочи всерьёз и надолго.
«Ред Булл» ставит на Квята
Появился Виталий Петров – уже не условный, а самый настоящий пилот «Формулы-1». Вслед за ним в «Торо Россо» пришёл молодой талантливый Даниил Квят, которого на днях с руками оторвала элитная команда «Ред Булл».
Об этом стоит рассказать подробнее. Австрийская конюшня «Ред Булл» подтвердила, что после этого сезона от них уходит великий чемпион – немец Себастьян Феттель. А новым напарником австралийца Даниэля Риккардо станет как раз Квят, который проводит лишь первый сезон в королевских гонках и выступает за скромную команду «Торо Россо» из Италии.
Напомним, что последние четыре года в «Ф-1» доминировала «Ред Булл», а Феттель к 2013 году умудрился стать самым молодым четырёхкратным чемпионом мира в истории. Но теперь Себастьян разочарован, что сезон выходит провальным, команда теряет ключевые кадры, а с этой машиной уже трудно бороться за титул. Тут Феттеля позвали в «Феррари», и от таких предложений не отказываются. Тем более когда-то Шумахер совершил исторический переход из «Бенеттона» в «Феррари», под него была собрана дрим-тим, в Маранелло переехали лучшие инженеры мира. Почему бы это не повторить?
«Ред Булл» же привык делать ставку на талантливую молодёжь. Австрийцы оглянулись и увидели, что Квят – самый подходящий вариант. Сильный и стабильный новичок, который редко делает ошибки, выжимая всё из машины. Да, первое место в «Ред Булле» ещё нужно выиграть у амбициозного Риккардо. Но, как ни крути, это для Квята гигантский шаг вперёд.
Этап «Формулы-1» в Сочи органично вписался в программу олимпийского наследия. В феврале наша страна не только блестяще организовала, но и триумфально победила на зимних Играх. Не должна была повториться история Афин или Сараево, когда великолепные объекты простаивали без большого дела, превращаясь в тлен с неумолимым ходом времени. По инициативе президента России Владимира Путина был подписан пятилетний контракт с королевскими гонками – так мы получили свой этап «Формулы-1». Гонка должна пройти прямо в олимпийском парке, мимо хоккейного дворца «Большой» и дворца «Адлер», поющего фонтана и гигантского факела.
Возможно, Экклстоун слегка сомневался, смогут ли неопытные русские организовать такое сложнейшее дело. Не сорвут ли всё опять? Но в эти выходные в Сочи к нам снова вернулась Олимпиада, когда Россия всё делает без сучка и задоринки, люди улыбаются друг другу и абсолютно счастливы. Хэмилтон был так потрясён, что заявил: «Я не успел рассмотреть Сочи, обязательно приеду сюда в отпуск».
Мы уже жарим шашлыки, Льюис!
Спорт номер один – это «Формула-1»
Бард Александр Розенбаум и режиссёр Станислав Говорухин, продюсер Иосиф Пригожин с женой Валерией и юморист Владимир Винокур, президент Международной хоккейной федерации Рене Фазель и голливудский актёр Стивен Сигал, композитор Игорь Николаев и модельер Валентин Юдашкин… За эти пару дней «Гран-при России» стал одним из самых модных мероприятий в светской жизни страны. Но это не значит, что в Сочи собрались только толстосумы и гламурные звёзды. Слово министру спорта Виталию Мутко:
– 55 тысяч зрителей горячо болели за Квята на «Формуле-1». Это было фантастическое зрелище. И вот я прилетаю из Сочи, бросаю наш русский этап. И попадаю на футбол. Наша сборная играет 1:1 с Молдавией. Играет плохо. Матч не понравился. Я сказал ребятам: знаете, трибуны везде одинаковые: только там трасса, а здесь – газон. Мы должны всё время подогревать интерес у болельщиков. Футбол должен быть номером один. А сегодня этого в помине нет.
У футбола должен быть статус, как на Евро-2008, когда мы победили Голландию, когда болельщики выходили с флагами на Тверскую и другие улицы России. Я спрашиваю у ребят: «Почему вы не играете? У вас же уровень высочайший!» Что ж, из отборочной группы мы выйдем, это я гарантирую. Но что дальше-то будет?
…Если футбол теперь – не номер один, надо понимать, номер один – «Формула-1».
Король Бахрейна в восторге от Сочи
Президент России Владимир Путин расположился по центру трибуны. Слева от него сидел король Бахрейна Хамад бен Иса аль‑Халифа, справа – Экклстоун. Оба размахивали руками, горячо спорили. Путин же только улыбался. Было видно, как он доволен.
И дело совсем не в результате, хотя Даниил Квят фантастически стал пятым по итогам квалификации. Мутко даже пообещал, что если Квят и финиширует в первой пятёрке, то сразу получит звание заслуженного мастера спорта. Это в 20 лет!
– Я не очень силён в спортивных званиях, они не принесут мне лишних десятых на круге, – парировал Квят. – Хотя такая поддержка приятна, и я надеюсь однажды финишировать в пятёрке. На этот же раз наша машина «Торо Россо» была конкурентоспособна на одном круге, но на длинной дистанции «Мерседес» уходил далеко вперёд. Поэтому я не слишком расстроен. Было ясно, что очки завоевать почти нереально, как ты ни работай.
Подозрения именно в таком исходе имелись у нас ещё после анализа пятничных данных, собранных на длинных сериях. Расход топлива тут – один из самых больших в чемпионате в силу особенностей трассы. Я был настроен на борьбу, но готовился к очень сложной гонке. Хотя на первых кругах случилась лотерея, в которой мы уступили пилотам «Феррари» и «Ред Булл», они вырвались вперёд. Впрочем, рано или поздно это всё равно бы случилось. Так что я своему 14-му месту не удивлён. Выжал из сегодняшней машины максимум. К тому же возникли проблемы с резиной. Я слишком перетормозил, был вынужден использовать лишний пит-стоп. Хотя это не слишком повлияло на результат.
…На подиум к Хэмилтону поднялись Путин и Экклстоун. Британец был награждён заслуженным Кубком конструкторов и начал уже откупоривать увесистую бутыль шампанского. Показалось, игристое пенное брызнет сейчас на Владимира Владимировича. Но Путин замахал руками и с улыбкой отошёл подальше от эпицентра события.
Кстати, король Бахрейна прилетал в Россию на переговоры, которые состоялись в «Бочаровом ручье». И так был потрясён обстановкой в Сочи, что пообещал вложить гигантские деньги в самый популярный русский курорт. Если «Формула-1» готова зарабатывать отменные деньги в нашей стране, почему этого не могут делать арабские шейхи?
– Придраться не к чему, – констатировал факт Экклстоун. – Владимир Путин, да и я тоже, были очень довольны тем, что увидели. Я понимаю, как непросто организовать такое грандиозное мероприятие. Но теперь уже можно вздохнуть с облегчением.
Для нас и наших детей
Что дальше? Если говорить о Данииле Квяте, то с ним всё понятно:
– До следующего этапа целых три недели. У меня будет пара свободных дней в России. Поеду в Москву, потом запланированы мероприятия в Татарстане. Но скоро придётся лететь в Англию и начинать думать об Остине. Мне кажется, «Торо Россо» на «Гран-при США» сможет выступить неплохо.
Если об организаторах, то удивительное дело – российский этап «Формулы-1» был устроен вообще без малейших претензий. Когда у Квята спросили об этом на пресс-конференции, Даниил крепко задумался и после паузы сказал:
– На трассе я бы подкорректировал только въезд на пит-лейн. Всё-таки он очень узкий. А так – всё идеально, ничего менять не надо.
Этап «Гран-при России» будет проходить ещё минимум четыре года. Но я уверен, что контракт продлят. Видно же, как люди реагируют на королевские гонки. Например, Гран-при в Стамбуле не вызвал гигантского вдохновения у турок. Им не слишком интересны эти сражения на машинах, там куда больше любят футбол и баскетбол.
Этап же в Сочи сразу запал в душу россиянам. Мутко объявил о 55 тыс. зрителей, но ведь это только начало. Их будет ещё больше. И у людей снова возникнет повод гордиться страной, как в феврале во время Олимпиады. Вот какую стройку мы потянули, как всё красиво провели. И это останется с нами. Не показуха перед иностранцами – для нас и наших детей.
И это начало. Дальше будет ещё лучше.