Было время, когда про него говорили, будто он как тренер слабоват даже для австрийской лиги. Ну а нынче Йоахим Лёв – на коне. Убедительная победа на чемпионате мира сделала 54-летнего наставника сборной Германии самым преуспевающим тренером мира. Впрочем, для Йоги это уже история: его мысли устремлены в будущее.
Пора думать о чемпионате Европы
– Йоги, с момента триумфа в Бразилии минуло больше месяца. Пришло ощущение, что вы сотворили нечто великое, эпохальное?
– Свою оценку происшедшему даст история. Она всё расставит по местам, разложит по полочкам. Мне же эта победа видится закономерным итогом работы, которую мы все вместе делали на протяжении 10 лет. Я имею в виду Юргена Клинсманна, стоявшего у истоков большого проекта и начинавшего его в качестве шефа, и довольно большую группу специалистов, которые были к нему причастны. Слаженный коллективный труд и отлился в бразильское золото.
– Вы говорите о коллективе. Но ключевая фигура всё же – вы сами. Очевидно, решающую роль сыграли ваши профессиональные качества. Многие отзываются о вас как о незаурядном психологе.
– Думаю, сказался опыт. В этом году исполняется ровно 20 лет моей тренерской деятельности. Солидный срок. С годами появляются мудрость, умение правильно «дёргать за ниточки», распоряжаться ресурсами. Характерен пример с Марио Гётце. Он начинал турнир как основной игрок. Потом я его отправил в запас – потому что эмоционально он не был готов для основы. И вот в финале я понял, что настал момент, когда нужно дать парню новый шанс. У меня было ощущение, что в тяжелейшей игре с аргентинцами именно Марио станет нашей палочкой-выручалочкой. Так оно и произошло. Гётце забил «золотой» гол. Да, внутренне я чувствовал гордость, что попал в точку. Наверное, это и есть опыт.
– Ваша тренерская карьера делится ровно пополам на два этапа: перед тем как прийти в бундестим, вы 10 лет работали с клубами. Причём вроде как без особого успеха.
– Ничего шибко выдающегося там действительно не было. Выиграл с «Тиролем» чемпионат Австрии в 2002 году. Но та победа оказалась «пирровой»: едва ли не на следующий день после завоевания титула «Тироль» признали банкротом, расформировали, а я на год перешёл в разряд безработных. Что уж там говорить, работа со сборной получилась куда более удачливой и плодотворной. Это можно сказать уже сейчас, хотя она продолжается.
– И как долго вы ещё собираетесь продолжать?
– Трудно сказать. Это будет зависеть от многих факторов. Пока мной довольны, и пока я сохраняю необходимую мотивацию – резона оставлять пост нет. Мой контракт действует до 2016 года, а дальше посмотрим. Сейчас цель – выиграть чемпионат Европы во Франции. Совсем скоро – старт отборочного этапа. Мы начинаем 7 сентября игрой с Шотландией. Все мысли уже там.
Покоритель Килиманджаро
– Франц Беккенбауэр, один из ваших предшественников на посту бундестренера, пророчит, что «немцы будут теперь непобедимы в течение долгих лет».
– Лестно слышать такое от столь уважаемого человека. Действительно, сейчас идут разговоры на тему «эры немецкого футбола», которая приходит на смену «испанской эре». Основания для этого есть. У нас выросло очень мощное поколение, число молодых талантливых футболистов только растёт, и победа на чемпионате мира должна дать дополнительный толчок в развитии. Несколько ветеранов бразильской компании – Клозе, Лам, Швайнштайгер – либо спели свою лебединую песню, либо близки к этому. Но намного длиннее ряд тех, кто ещё не достиг своего апогея: Гётце, Ройс, Мюллер, Хуммельс, Озил. Все они будут через пару лет только сильнее. Словом, оптимизм есть – но, чтобы он воплотился в новые достижения, нужно с тем же рвением работать и дальше, изобретать что-то новое, совершенствоваться. Конкуренты не дремлют.
– Вы сохраняете отличную физическую форму. Как удаётся её поддерживать?
– Не изменяю многолетней привычке пробегать каждый день по 5 километров. Раз в год обязательно участвую в каком-нибудь общественном марафоне. Правда, до конца дистанцию не добегаю, схожу где-то на середине. Ещё у меня есть страсть летать на параплане и забираться на горы.
– Как насчёт Эвереста?
– Это мне вряд ли по силам. Но вот Килиманджаро покорил.
– Тоже неплохо. Чем ещё увлекаетесь во внефутбольной жизни?
– Люблю исторические романы, всегда вожу их на сборы. Полчаса перед сном обязательно уделяю увлекательному чтиву. Коллекционирую наручные часы. А вот машины – нет. У меня только один «Мерседес», причём не самый дорогой. Не дороже, чем любые из часов в моей коллекции.
– Если бы не было футбола, чем бы занимались?
– Скорее всего, работал бы менеджером в оптовой торговле. На эту специальность учился в юности. Во время учёбы познакомился с Даниэлой, которая стала спутницей жизни и ездит со мной на все чемпионаты Европы и мира.