Аргументы Недели. Петербург → Спорт

Тея Донгузашвили: Мечтаю родить до сорока

, 22:11

Бронзовый призер Олимпийских игр 2004 года, Теа Донгузашвили после завершения спортивной карьеры возглавила женскую сборную страны. О своей жизни за пределами татами, тренерской профессии и женских мечтах Тея Донгузашвили рассказала в интервью корреспонденту «Аргументов ру».

- Тея не привычно вас видеть в новом амплуа, а вы уже свыклись новой тренерской ролью?

- Вы не представляете как я рада, что теперь нахожусь по другую сторону татами. Хотя сначала было очень тяжело, я вообще не могла смотреть на все это не могла. Приходила в зал, могла чуть-чуть побороться. Но когда приходили спортсмены и начинали разминаться, думала: какое счастье, что я стою здесь, а не там, что мне не нужно вместе с ними кувыркаться на татами. Но, наверное, время действительно лечит. И сейчас я с удовольствием иду на тренировки, провожу разминки.

- Наверное, не просто было согласиться возглавить женскую сборную?

- На Олимпиаде в Лондоне у нас произошел разговор с главным тренером сборной Эцио Гамбой, который и предложил мне возглавить женскую команду. Я ответила положительно с условием, что если он по – прежнему будет возглавлять сборную России по дзюдо. С октября 2012 года я уже работала тренером.

- Теперь итальянец Эцио Гамба стал генеральным менеджером сборных команд России. Как идет взаимодействие с ним?

- Эцио Гамба — главный и по женской, и мужской сборной. У нас каждый вечер проводится тренерский совет, мы обсуждаем все детали, идеи, планы. Он что-то предлагает и советует. У нас общая команда.

- У вас с ним взгляды на женское дзюдо различаются?

- Нет, кстати (смеется). Эцио Гамба тонкий психолог, он продумывает все на три-четыре шага вперед. Он умный, сдержанный, понимающий, добрый человек. Был случай, когда парня надо было наказать за неспортивное отношение на сборах, но он один высказался против. Простил. Что касается женской сборной, то конечно, сейчас уровень женского дзюдо в России очень низкий по сравнению с мировым. В ходе тренировок делаем акцент на физическую подготовку. Собственно, по этой причине и был такой провал сборной на чемпионате мира в Бразилии. Но наши девчонки не сдаются. Образно говоря, они царапаются, цепляются руками, ногами и зубами, лишь бы оказаться на вершине олимпийского пьедестала. Спортсменки отдают все силы для этого, но, конечно, результат так сразу не придет. Ребятам понадобилось четыре года, чтобы это получилось. Вот и нам дайте четыре года. Год мы уже работаем.

- А как обстоят дела с техникой у женщин?

- Технику легко исправить. Чуть-чуть тактики. С этим все нормально.

- Вы строгий тренер?

- Нет. Я самый добрый, пушистый, мягкий тренер (смеется). Я никогда не кричу на девчонок, я вообще считаю, что если ты хочешь чтобы тебя услышали, нужно говорить тихо. Я против крика и оскорблений, это не правильно, таким образом можно потерять уважение.

- С некоторыми девочками вы еще сами недавно выходили на татами. Как они теперь к вам обращаются?

- Действительно, сейчас в сборной есть девочки, которые боролись в сборной вместе со мной. Поэтому я сказала, чтобы обращались ко мне так же, как и раньше. Иначе я буду чувствовать себя старой (смеется). А молодые девчонки обращаются по имени-отчеству.

- Буквально через несколько дней Санкт-Петербург примет у себя Всемирные Игры боевых искусств. Уже известно, кто выступит в составе сборной России по дзюдо?

- За мужчин сказать ничего не могу. А женскую команду к этому турниру готовлю я. Ее состав уже известен, это не секрет. Выступят пять человек: Наталья Павлова (52 кг), Илона Буряченко (57 кг), Лариса Черепанова (63 кг), Екатерина Денисенкова (70 кг) и Анаид Мхитарян (+78 кг). Еще можно заявить одного запасного спортсмена. В этом случае мы можем добавить Ирину Сордия (70 кг). Как всегда, настраиваться будем на победу.

- По каким критериям вы формировали команду к Играм?

- В состав сборной вошли достойные спортсменки, но при этом основная команда готовится к Гран-при в Циндао. Дело в том, что мы не можем выставлять лидеров на все соревнования подряд. Они не так давно приехали с чемпионата мира и должны немного отдохнуть. Поэтому шанс получили девушки, находившиеся в резерве, но они тоже очень сильные и опытные.

- В Петербурге дзюдо будет представлено только командным турниром. Выступать за  команду сложнее, чем в личных первенствах?

- На командные соревнования настраиваешься совсем по-другому. Мне всегда приходилось бороться последней, и часто результат встречи зависел именно от моего поединка. Тогда мне приходилось нелегко, поскольку от меня зависела судьба всей команды. Однако наблюдать за поединками со стороны мне ещё сложнее, чем бороться самой. Ведь ты ничем нее можешь помочь девчонкам, остается только сидеть и волноваться за них.

- Желания вернуться в спорт не возникает?

- Если бы мне было хотя бы, черт побери, 32 года, я бы еще подумала. Но в 37 лет — извините поздно. Сейчас в мои планы входит рождение ребенка. Хотелось бы успеть стать мамой до 40 лет. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram