Главный тренер «Динамо», известный в прошлом румынский защитник, в интервью «АН» рассказал о неожиданных трансферах клуба, российском менталитете и мечте однажды вернуться в «Челси».
Цель – еврокубки
– Все убеждены, что «Динамо» лучше других российских клубов провело летнюю селекционную кампанию. Из «Анжи» к вам перешли Кокорин, Денисов, Жирков, Самба, Габулов, Ионов...
– Поправлю вас: не лето, а две последние недели трансферной кампании. Теперь вокруг говорят, что у нас отличный состав. Это правда. Но проблема, что игроки присоединились к нам поздно, приехали с травмами, и практически все они не готовы к сезону. У кого-то лишние килограммы, у кого-то травма, кто-то только начал тренироваться или недавно болел.
– С первых дней в «Динамо» вы твердили про усиление, но практически его не получали. И вдруг новобранцы – и сразу такие именитые, и так много.
– Это был очень приятный сюрприз. Хотя, несомненно, мы столкнёмся с трудностями, потому что футболисты, которые не играют, всегда несчастливы. Каждый хочет попасть в число 11 лучших. Я сам был игроком и понимаю их. Если ты в запасе, теряются уверенность в себе, соревновательный настрой, желание тренироваться. Появляется злость. Даже когда тренер подходит и общается с тобой, ничего не меняется.
С другой стороны, это проблема не только для Петреску. Однажды Моуринью сказал мне: «Когда первый раз возглавил «Челси», решил, что обилие хороших игроков осложняет жизнь. В следующем сезоне мы распродали часть звёзд, но пришла другая беда: мне перестало хватать квалифицированных исполнителей. Честное слово, не знаю, что лучше: иметь по два качественных игрока на каждую позицию или не иметь». Представьте, сам Моуринью не знал!
А вот я знаю. Предпочитаю иметь двух игроков на каждую позицию. Тогда на тренировках никто не «курит сигару», а борется за место под солнцем.
– Какую задачу поставил новый президент клуба Борис Ротенберг (он пришёл в середине лета. – Прим. «АН») с учётом мощного пополнения?
– Сказал, мы должны пробиться в еврокубки. А в следующем сезоне «Динамо», если я в нём останусь, будет бороться за выход в Лигу чемпионов. Возможно, нам стоило укрепить ещё одну-две позиции, но в целом такой состав должен претендовать на чемпионское звание.
Я не нравлюсь игрокам
– Что вас удивило в России?
– То, что пробыл в вашей стране уже четыре года. (Смеётся.)
– Как думаете, вы нравитесь вашим игрокам в «Динамо»?
– Нет. И это хорошо. Будь наоборот, было бы странно. Они уважают меня, а я уважаю их. Это как с сыном. Нельзя быть ни слишком добрым, ни чересчур строгим. Ищи баланс.
– В «Кубани» у вас было необычное правило. Вы полностью отказались от системы штрафов, наказывая футболистов ссылкой в запас или какими-то более изощрёнными способами. Например, тренировками в 6 утра. В «Динамо» правила не поменяли?
– За 12 лет, что работаю тренером, никого не штрафовал. Хочу давать игрокам деньги, а не отбирать их. Если штрафует клуб – другое дело, но сам я никогда не просил у кого-то что-то отнять. Даже если игрок ударит меня, штрафовать не стану. Есть другие способы.
– Сдачи дать?
– Не мой метод. Этим займётся мой тренер вратарей – он парень покрепче, чем я. Он дни напролёт проводит в спортзале. Давайте прямо сейчас позвоним ему. Уверен, он снова на тренажёрах.
– Приглашая Денисова, не опасались его трудного характера?
– Мы пообщались перед переходом. И услышал: всё, что пишут в газетах, – неправда, а проблемы со Спаллетти и Хиддинком на самом деле не были большими проблемами. Сейчас Денисов мой игрок, и я в него верю.
У меня очень плохое поведение
– Кто из великих тренеров для вас пример?
– Прежде всего Алекс Фергюсон. Наверное, единственный тренер в мире, кто может продержаться в клубе 25 лет. Для остальных проработать хотя бы год в клубе – уже достижение по современным меркам. В Румынии есть команды, которые за год меняют 7–8 тренеров. В польской «Висле» мне говорили: «Хотим, чтобы ты работал у нас 5 лет». И вдруг через неделю уволили. А теперь вам там скажут: «Самая большая наша ошибка – расставание с Петреску».
– А вы представляете, что могли бы проработать 20 лет в «Динамо»?
– Вот если бы вы спросили про 20 дней – тогда другой разговор. (Улыбается.) Но я бы с радостью остался в «Динамо» надолго.
– Ваше сверхэмоциональное поведение на тренерской скамейке – притча во языцех...
– Да, оно очень плохое. (Смеётся.) Но поверьте: будь вы тренером и ваша команда не получала бы пенальти целый год – вели бы себя так же!
– Переделать себя не пытаетесь?
– Каждый раз твержу себе, что с завтрашнего дня начну меняться. Но... Кроме того, улыбка и спокойствие – важно, но в России у этой медали есть обратная сторона. Игрокам не хватает концентрации. Нужно думать о футболе, а не о музыке или Интернете. Как с этим бороться в России – не знаю. Менталитет я изменить не в силах.
Мечта – возглавить «Челси»
– Есть мнение, проблема кроется в недостаточном давлении на игроков со стороны болельщиков...
– Может быть. Когда был футболистом и играл в Италии, давление на команду оказывалось сумасшедшее, а вот в Англии оно минимальное. Как-то у «Дженоа» случилась серия неудачных матчей. После очередного поражения пять тысяч фанатов ждали нас возле стадиона, мы 10 часов не могли выйти из подтрибунного помещения. А уехали в сопровождении полиции. Один из игроков рискнул, вышел – и мигом получил от кого-то из бушующей толпы кулаком. Пришлось спасаться бегством! Потом мы целую неделю не тренировались на базе. Болельщики поджидали нас.
В Англии всё иначе. Однажды мой «Шеффилд Уэнсдей» проиграл 1:8! Но толпа болельщиков всё равно просила у нас автографы. Россия похожа на Англию.
– Как-то вы сказали, что мечтаете возглавить «Челси». Мечта по-прежнему жива?
– Когда стал тренером, у меня появилось сразу три мечты: возглавить «Стяуа», сборную Румынии или «Челси». Самое интересное, мне уже трижды пришлось отказать «Стяуа» и дважды – сборной. Не знаю, смогу ли сказать «нет» «Челси»… Наверное, это единственный клуб на свете, которому я не смог бы отказать. Однако мой контракт с «Динамо» действует ещё два года, и, если меня не уволят, останусь здесь. К тому же у «Челси» и без меня полный порядок. Там есть Жозе Моуринью.