Уже начался сезон КХЛ, и скоро наверняка последуют тренерские отставки. А значит, опять заговорят о Вячеславе Быкове как самом реальном кандидате на вакансию. Золотой наставник, с которым сборная России дважды побеждала на чемпионатах мира, уже третий год – в стороне от больших дел…
«Нам нужно держаться вместе»
Российская пресса встретила Быкова в августе в Швейцарии, куда ЦСКА приезжал на сборы. Обнялась с Вячеславом Аркадьевичем, как с родным, потому что соскучилась по его темпераменту и философии во время интервью, когда тренер к каждому журналисту относится с великим уважением. А болельщики тоскуют по остроатакующему хоккею, который был у сборной России при Быкове. Новый наставник Зинэтула Билялетдинов ставит строгую динамовскую модель с акцентом на оборону. Умом понимаешь, зачем это, – но сердце принимать не хочет. Мы же не финны какие-нибудь…
Быков обмолвился, что прилетит в Москву в октябре. «О, как раз пойдут увольнения тренеров!» – воскликнули журналисты. – «Нет-нет, я об этом даже не думаю! – воскликнул Вячеслав Аркадьевич. – Наш хлеб очень тяжёлый. Каждому желаю удачи. Тренерам нужно держаться вместе. Иначе нас сожрут…»
Именно это и произошло с Быковым и его помощником Игорем Захаркиным, которых сняли на исполкоме ФХР за четвёртое место на чемпионате мира – 2011. И как-то забыли чиновники во главе с Третьяком, что до этого БиЗы без медалей с турнира не уезжали, взяв полный боекомплект (бронза-2007, золото-2008 и 2009, серебро-2010).
Несправедливо обошлись с Быковым? Конечно. Но история эта уже травой поросла. Больше двух лет прошло…
«Дважды звали в клубы КХЛ»
– Как вы относитесь к тому, что ЦСКА возглавил американский специалист Джон Торчетти?
– У меня нет негативных чувств ни к одному человеку из мира хоккея. Это коллеги по цеху, а мы живём в открытом мире. Да, печально видеть иностранца на тренерском мостике ЦСКА. Но выбор сделан. И нам стоит его принять, болея за родную команду.
– Вас вывели из Попечительского совета ЦСКА, даже не поставив в курс дела.
– Я ни на кого обиды не держу. Если нужны совет или поддержка – звоните в любое время. Готов помочь всегда, без всяких титулов.
Более того, у меня состоялся разговор с президентом КХЛ Александром Медведевым. Он предложил мне войти в экспертную группу, где специалисты будут дискутировать, развивая нашу лигу. Считаю это почётной миссией…
– Неужели вас ни разу за два года не звали в клубы КХЛ?
– Звали. Но я дважды отказался по личным обстоятельствам. А не из-за того, что финансы не устроили, как думают многие. Год назад возникли проблемы со здоровьем. Приглашали и сейчас, но я решил остаться с семьёй… Если снова позовут – отнесусь к предложению серьёзно. Когда вызывают на диалог – значит, ты кому-то интересен.
Но не забывайте, что сейчас я работаю консультантом сборной Польши. Важно, чтобы одно другому не мешало. Если не возникнет помех, то почему нет? Тем более мы с Захаркиным ввели совместительство в моду. Сборные Украины, Казахстана, Финляндии… Куда ни посмотри, так было или есть.
«Семья для меня – дороже всего»
– Что скажете о «списке 35-ти», когда Билялетдинов огласил кандидатов на Олимпиаду в Сочи?
– Встречный вопрос – а вас что-то удивило? Одна вещь сразу бросилась в глаза. Вы видели, сколько кандидатов назвали Канада и Америка? Под пятьдесят игроков…
У нас ведь на Олимпиаде жизнь не заканчивается. В 2016-м пройдёт домашний чемпионат мира. А не стоило расширить этот список, пусть даже искусственно? Подтянуть новое поколение, чтобы оно почувствовало, кто такие Паша Дацюк, Илья Ковальчук…
Когда мы пришли в сборную, то захотели возродить победные традиции. Для этого нужна преемственность поколений. Разжижать состав нельзя. Но привлечь группу талантливых юниоров, чтобы они поварились с мастерами, – почему нет?
– Не скучно вам в Швейцарии? Коровы, мухи…
– Мух полно. Но коровы – это класс! Вот ехал на машине – лисёнок перебежал дорогу. Косули ходят в центре города. Одна большая деревня.
А приуныть можно и в Москве. Не обязательно ехать на Мальдивы и Сейшелы, чтобы остаться в одиночестве. Всё зависит от человека, какой ритм жизни он выбирает.
У меня сейчас главный приоритет – семья. Ты десять лет играешь в хоккей в Союзе, дома не бываешь. Потом ещё десять лет – в другой стране. Условия стали лучше, но ты всё равно кочевник, не видишь родных…
Приходит момент, когда начинаешь задаваться вопросом: «А для чего ты живёшь?» Может, это возраст... Но сейчас я выбираю то, что мне дороже всего.