Континентальная хоккейная лига (КХЛ) широким фронтом продвигается на Запад. За сутки была захвачена Финляндия – братья Ротенберги и Геннадий Тимченко купили «Хартвалл Арену», а также долю в культовом клубе «Йокерит». Что это всё для нас значит?
«Йокерит» вступает в КХЛ
Хоккей – отражение жизни. Не на Марсе ведь шайбу гоняем?! И если русские массово скупают недвижимость в Финляндии и Прибалтике, то почему этого не может происходить в спорте?
Финансовую операцию провели Геннадий Тимченко (состояние – 25 млрд. долл.), а также Аркадий и Борис Ротенберги (по 1 млрд. долл.), которые известны по журналу The Forbes. Тем более Тимченко и Борис Ротенберг, как говорят, имеют финское гражданство.
Крупные предприниматели организовали компанию Arena Events, руководить которой поставили Романа Ротенберга – сына Бориса, вице-президента СКА. Роман обещает, что это не последняя финансовая операция по захвату хоккейной Европы.
У медали есть две стороны. Лицевая – в 2014 году «Йокерит» вступит в КХЛ. Финны долго отказывались играть в нашей лиге, которая была создана по личному указанию Владимира Путина. Но если гора не идёт к Магомеду, то эту гору можно купить.
Знаменитый эксперт, дважды олимпийский чемпион Борис Майоров, который сам в начале 90-х работал главным тренером «Йокерита», сравнивает клуб с московским «Спартаком»:
– «Йокерит» – серьёзная команда с приличными доходами и хорошей посещаемостью. В своё время были попытки привлечь в лигу шведский АИК. Но категорически против выступила федерация Швеции. С «Йокеритом» всё получилось… Хотя вряд ли финны сумеют с ходу завоевать Кубок Гагарина.
Как зарабатывать на хоккее
Оборотная сторона медали в том, что Arena Events приобрела успешный бизнес. «Хартвалл» – крупнейшая площадка Финляндии. Там проводятся концерты, шоу. Гастрольные туры мировых звёзд замыкаются на «Хартвалле». Эта курочка умеет нести золотые яйца.
Билет на хоккей стоит в среднем 20 евро. А на концерт Мадонны, Пола Маккартни или Depeche Mode – от 100 евро и до бесконечности, уходящей в VIP-ложи. Как сказал Роман Ротенберг, «примером финской сделки мы хотим показать, что бизнес в КХЛ и в России можно сделать выгодным делом».
Как угодно можете относиться к фамилии Ротенберг, но в хоккее она работает безукоризненно. Аркадий Ротенберг – президент московского «Динамо», которое два года подряд выигрывает Кубок Гагарина. Роман Ротенберг так раскрутил СКА, что команда стала передовой в КХЛ по маркетингу.
– В течение года разговаривали с хозяином арены и «Йокерита» Харри Харкимо. Всё держали в абсолютной секретности, – признался Ротенберг. – Никто ничего не знал до самого конца. Боялись, что наша великолепная сделка может быть сорвана.
Поэтому сейчас не озвучиваем даже сумму покупки. Будем и дальше работать на этом рынке. Так зачем давать преимущество конкурентам?
Какие ещё страны нам нужны?
Возникает вопрос: «Как ещё будет расширяться КХЛ?» В этом сезоне мы принимаем «Медвешчак» (Загреб) и «Адмирал» (Владивосток), в следующем – «Йокерит» (Хельсинки). Наша лига резиновая?
– Вовсе нет, – говорит президент КХЛ Александр Медведев. – Расширение лиги возможно до 32 клубов. Оставались четыре вакансии. Одну из них занял «Йокерит», ещё ждём «Ладу», тем более в Тольятти достраивается новая арена. Два оставшихся места, скорее всего, займут клубы из Европы.
Загибайте пальцы – Чехия уже есть («Лев»), а также Словакия («Слован»), Латвия («Динамо» Рига), Белоруссия («Динамо» Минск), Казахстан («Барыс»), Украина («Донбасс»), даже Хорватия («Медвешчак»).
Каких ещё бриллиантов не хватает в короне? Очевидно, что ставку нужно сделать на хоккейные страны. В первую очередь на Швецию. Также интересна Швейцария, куда во время локаута приезжают канадские звёзды. Или на Германию – крупнейшую финансовую державу Европы.
Зачем это нужно России? Во-первых, чтобы продемонстрировать мощь и великодержавность. Во-вторых, как ни крути, это развивает спорт в стране. Хотя между КХЛ и Федерацией хоккея России (ФХР) периодически возникают конфликты по лимиту на легионеров, календарю… ФХР хочет, чтобы интересы КХЛ были подчинены сборной России, а лига с этим не соглашается.
В-третьих, генеральный спонсор лиги «Газпром» может рекламировать свой добывающий бизнес в Европе, да и вообще на КХЛ можно зарабатывать. Например, на продаже прав на телетрансляции.
Но есть опасение. Всё это похоже на создание великой Римской империи. Легко купить «Йокерит» для КХЛ в обёртке с бантиком. Гораздо сложнее убедить финнов, что это им нужно. Они ведь теряют гордость страны, остаются без традиционного дерби с клубом ХИФК. А если завтра рухнут цены на нефть и газ, не развалится ли КХЛ как карточный домик?
Тем не менее в финской операции больше плюсов. Так что с «Йокеритом» вас, друзья!