Российские дзюдоисты продолжили олимпийский успех. На командном чемпионате мира в бразильском Сальвадоре-де-Байя они впервые в истории этого вида спорта завоевали титул сильнейших, обыграв в финале родоначальников дзюдо – японцев.
Русские пришли
Лучшим прежним достижением нашей команды на мировом татами было серебро-2006, взятое ею в Париже. Кроме того, у россиян были ещё четыре командные бронзы: в 1994-м, 1998‑м, 2008-м и 2010 годах. Всего в сальвадорском чемпионате приняли участие сборные 16 стран: Бразилии, Японии, Узбекистана, Монголии, Кореи, Грузии, России, Украины, Кубы, Франции, США, Аргентины, Алжира, Великобритании, Венесуэлы и Китая. Для японцев, сенсационно проигравших Олимпийские игры в Лондоне, успех на мировом командном первенстве в плане реабилитации имел принципиальное значение. Для россиян, не менее сенсационно блеснувших в столице Великобритании, чрезвычайно важно было доказать неслучайность их громких олимпийских побед. В общем, коса нашла на камень!
Российская команда предстала на мировом первенстве в следующем составе: Михаил Пуляев, Камал Хан-Магомедов (оба – до 66 кг), Батраз Кайтмазов, Мурат Кодзоков (оба – до 73 кг), Сиражудин Магомедов, Мурат Хабачиров (оба – до 81 кг), Камиль Магомедов, Кирилл Вопросов (оба – до 90 кг), Ренат Саидов, Александр Михайлин (оба – свыше 90 кг). До завершающих схваток с японцами наши неизменно выходили победителями над безусловно сильными командами Украины, Бразилии и Южной Кореи.
На одной волне восприятия
По ходу недавней Олимпиады в Лондоне итальянский специалист Эцио Гамба стал самым популярным в спортивной России. Пять медалей в дзюдо, из которых три золотые, позволили впервые опередить в неофициальном зачёте самих японцев! Ну разве о подобном можно было мечтать после провала на предыдущих Играх в Пекине? Именно тогда во главе нашей безуспешной команды оказался приглашённый главный тренер-иностранец. Как он сам позднее рассказывал, никакой твёрдой уверенности в триумфальном завершении предыдущего олимпийского цикла у него не было. Однако спортсменов, с которыми начинал работать, Гамба уже знал. Хотя бы потому, что многие из российских дзюдоистов не раз выходили на татами против его прежних подопечных. Тех, с кем не был знаком лично, поначалу изучал по имеющимся видеоматериалам их схваток. И в конце концов пришёл к выводу, что добиться достойного результата с российскими дзюдоистами – дело реальное…
Исходя из наблюдений нового главного тренера, с менталитетом, присущим его нынешним ученикам, их открытостью восприятия происходящего вокруг, нужно было изменить стратегию и методологию. Как считал Гамба, наши прежде боролись чрезмерно открыто, старались, так сказать, искренне превзойти соперника. Такой стиль, безусловно, очень красив, но выставляет напоказ собственные слабые точки. Голландцы, французы, итальянцы куда больше работают на тактику. Выявив все эти нюансы, Гамба приступил к перестройке российского дзюдо.
Результаты общей напряжённой работы у всех на глазах. Не так давно чемпионатом страны в Кемерово подопечные Эцио Гамбы открыли очередное олимпийское четырёхлетие. На сей раз итальянец с куда большим оптимизмом и уверенностью смотрит в будущее. По его словам, все россияне, боровшиеся в Лондоне, вполне могут, как спортсмены, дожить до олимпийского Рио-де-Жанейро – 2016. Тот же 32-летний Александр Михайлин,как рассказывает тренер, сейчас так тренируется, как будто ему на десяток лет меньше. Так что никаких возрастных лимитов Гамба вводить не собирается. Нет у него претензий и к тренерскому штабу. «В нём собраны большие чемпионы, – говорит Эцио. – Я сам – обладатель золотой медали Москвы – 80. Уверен, что все мы в сборной на одной волне восприятия».
Постулаты тренера Гамбы
В октябре итальянец подписал новый четырёхлетний контракт. В интервью «Советскому спорту» Гамба заявил, что коллеги по российской сборной хорошо усвоили основы применяемой им системы. И могут тренировать самостоятельно. Однако чтобы познать общую методику специалиста из апеннинского города Брешиа – четырёх лет сотрудничества недостаточно.
«Мой опыт – моё богатство. Если тренеру 30 лет, а ученику 20, сложно изменить мировоззрение ученика… В своей работе я исхожу из нескольких основных постулатов. Первое – надо создать правильный командный дух в коллективе. Второе – ничего не делаю в одиночку и собираю вокруг себя тренеров-единомышленников. Третье – нужно быстро понять, какие именно спортсмены достойны того, чтобы с ними плодотворно работать. Четвёртое – необходимо выявить слабые стороны подопечных. Вообще-то жизнь состоит из ошибок. С опытом у тренера их становится меньше. Наверняка и я ошибался за годы работы со сборной России. И всё же теперь в нашей команде заметно больше плюсов».