Аргументы Недели → Спорт № 27(319) от 19.07.2012

Гигант, который едет в Лондон

, 18:02

Самый звёздный баскетболист сборной России Андрей КИРИЛЕНКО рассказал о том, что ждёт нашу команду на Олимпиаде, почему важно заниматься благотворительностью и что Майкл Фелпс ему нравится больше Усэйна Болта.

Можно победить даже США

Сборной России пришлось пробиваться в Лондон через отборочный турнир, который проходил в Венесуэле. Все ждали, что нам нужно будет воевать за путёвки с Литвой и Грецией (а от греков после футбольного Евро ничего хорошего не ждёшь). Но россияне победили африканцев – Анголу – в четвертьфинале, Нигерию – в полуфинале. И этого хватило для успеха.

Андрей Кириленко стал самым результативным нашим игроком, набирая в среднем 16 очков за матч. Форвард прогнозировал, что Россия окажется в одной группе с США. Но мы попали к Испании, Бразилии, Австралии, Китаю и Великобритании. Что ж, тем легче пробиться в плей-офф.

– Я очень жду эту Олимпиаду, – признаётся Кириленко. – Она у меня будет уже третьей по счёту. Задумываюсь – и не могу назвать круче турнира. Пусть даже Россия при мне неудачно выступала на Играх, всё равно это потрясающий опыт. Уже ради него стоит ехать в Лондон. Но это не значит, что мы сдаёмся до боя. Хотим побороться за золото.

– Это при живой Dream Team – сборной США?

– Мы все знаем, что эти парни умеют играть в баскетбол. Но поверьте, в одном матче можно совершить любое чудо. Пусть даже Америка – фаворит, её победить реально. Вот на Олимпиаде-2004 в Афинах золото выиграла Аргентина. А до этого чемпионами становились югославы, сборная СССР. Ещё раз, в Лондоне будет возможно всё. Хотя честно скажу, обрадуюсь и серебру.

Не лезу в политику

– Вы когда-нибудь вернётесь в НБА? Или продолжите играть за ЦСКА?

– Решение приму после Олимпиады. Но признаюсь, мне очень понравилось играть в России. Это чувство семьи, когда ты с ЦСКА проводишь по 24 часа в сутки, путешествуешь по стране или сидишь на сборах. Я снова начал получать огромное удовольствие от баскетбола. Там, в Америке, эти чувства стирались. Всё-таки чемпионат НБА – это рутина, и в её жерновах думаешь только о работе.

– Вы с февраля работали доверенным лицом Михаила Прохорова, который выдвигал свою кандидатуру на выборах Президента РФ. Это поможет вам попасть в «Бруклин», которым как раз Прохоров и владеет?

– А какая тут связь? Вообще-то я не люблю лезть в политику. И считаю, что сейчас никто не представляет Россию в мире лучше, чем Владимир Путин. Но у Прохорова есть сильные стороны, и я хотел бы, чтобы Михаил Дмитриевич активнее участвовал в судьбе нашего государства. Не знаю, какой пост он мог бы занять, – но где-то наверху. Я поддерживаю Прохорова в его стремлении быть полезным России.

– Реально ли, что в НБА появится первый русский клуб?

– Я, Тимофей Мозгов, а кто может быть третьим? Всё-таки в баскетбол играют пятёркой. Прохоров – неглупый человек, и он не будет выбрасывать деньги на ветер. Он стремится к тому, чтобы его проект оказался прибыльным. Нужно строить не русский, а сильный клуб. А России это пойдёт на пользу, потому что мы будем обмениваться опытом. У наших баскетболистов есть всё, чтобы пробиться в лучшую лигу мира.

Болту далеко до Фелпса

– Можно сказать, что победа на Олимпиаде гарантирует спортсмену место в Госдуме?

– О себе говорить в этом контексте не хочу. Никаких обещаний, но сейчас мне в Думе делать нечего. Пусть там работают те, кто хорошо разбирается в этом деле.

Но у меня однажды спросили: если ты станешь Президентом России, то какие реформы проведёшь? Я бы сделал так, чтобы работали налоговые льготы для компаний, которые помогают и профессиональному, и детскому спорту.

Может, кто-то воскликнет: «Это же простор для жуликов!» Но если не верить в добро, то какое у нас будущее? Мне не очень нравится, что бизнесменов заставляют помогать спорту решением сверху. Я считаю, это нельзя делать из-под палки.

– Правда, что в Америке такие льготы уже работают?

– Например, при благотворительности тебе возвращается 10–20% от суммы, которую ты вложил. Но это ведь не значит, что кто-то выслуживается перед налоговиками. Какой смысл отдавать 200 тысяч долларов на добрые дела, чтобы назад получить лишь сорок? Это разве бизнес?

Меня удивляет, что в России принято умалчивать о своей помощи ближним. А я уверен, об этом надо говорить во весь голос. Может, 99 человек решат, что Кириленко пиарится. Но один задумается: «А ведь он прав. Я тоже кому-нибудь помогу». Это эффект снежного кома, который катится с горы.

Трудно ломать себя в России после 10 лет жизни в США?

– Есть какие-то моменты, к которым ты привык в Америке. Заказать вещь по Интернету – и утром тебе её привезут под дверь. Или спокойное движение на дорогах в Солт-Лейк-Сити. Но это мелочи быта. Я не чувствую себя ущемлённым на родине.

– Кто вас больше восхищает – пловец Майкл Фелпс или бегун Усэйн Болт?

– Усэйну ещё далеко до Майкла. У него только три золота, а у Фелпса – 14. Да, в плавании разыгрывается больше медалей. Но что мешает Болту бегать ещё 400 метров с барьерами, разные эстафеты, наконец, марафон? Сила Фелпса в том, что он – универсал.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram