Аргументы Недели → Спорт

Сосредоточимся на главном

, 15:04

На дворе – июнь, то есть самое время поговорить о зимнем спорте. Я не шучу.  А когда еще обсуждать положение дел в нашем зимнем спортивном хозяйстве, как не в межсезонье.  Как начнутся старты – будет не до этого. 

Может, и не следовало бы так много говорить на эту тему, если б не Сочи. Я имею в виду Олимпиаду 2014 года, которую все мы ждем. Правда, мотивы у всех разные. Полагаю, спортивные чиновники с грустными мыслями о своем постолимпийском будущем. Ведь если наши провалятся, головы полетят так, что скромные оргвыводы после Ванкувера покажутся мелкой склокой. Спортсмены ждут Игры с искренними надеждами на медальный успех. Болельщики ждут, чтобы насладиться прекрасным зрелищем, от души поболеть за своих и с верой, что наши «всех порвут».  Есть еще одна группа ожидающих. Это инвесторы. Или олигархи, как угодно. Они строят сочинские объекты и им  есть что терять. Если вдруг с объектами что-то будет не так.

Словом, как бы то ни было,  подготовка к Олимпиаде-2014 идет полным ходом. На этом можно было бы поставить точку. Но терзают смутные сомнения. Про объекты и их эффективное использование  после Игр я уже как-то писал. Теперь хочу привлечь ваше внимание к главному. К тому, как готовятся к самым важным стартам четырехлетия российские спортсмены. Точнее, к событиям вокруг сборных команд.

Начну с биатлона. За полтора сезона до Олимпиады руководство Союза биатлонистов России в лице его президента Михаила Прохорова затеяло реконструкцию тренерского штаба команды. Первая фраза, которая приходит на ум – нашли время. В СБР вдруг решили отказаться от должности главного тренера.  Вот как сам Прохоров объясняет столь неожиданный шаг: «Технология принятия решения в команде была неправильной. Взять конфликты с мужской сборной, когда главный тренер спорил с тренерами команды, кого ставить, а кого нет. Здесь должно быть полное взаимодействие. Были накладки во взаимодействии и с группой сервисёров. Ещё раз подчеркну: никакого личного конфликта здесь нет. Просто есть разное понимание, как должна управляться команда».

Прохоров, конечно, личность, в известном смысле, выдающаяся. Но его может сгубить полная уверенность в своей правоте. Некоторые наши олигархи, заработав кучу денег, решили, что уж им-то в этой жизни все понятно. Причем, не только в бизнесе, но и во всем остальном. Так что Прохоров – не исключение. И это беда. Не его, он все равно куда-нибудь изберется и будет в шоколаде. А биатлона. Этот вид спорта, который многие годы был нашей гордостью и славой, серьезно лихорадит. И непонятно, как можно излечиться от лихорадки, если врачи, как бы это помягче сказать, не слишком квалифицированные. По части этой болезни.

Вся страна переживает за неудачи российских биатлонистов, экспертный совет Минспорта признает выступление сборной в сезоне неудовлетворительным, а Прохоров в интервью говорит: «А я с этим не согласен. Мужская сборная, например, выступила здорово. И вообще, есть поступательное движение в результатах»…

Кадровые перестановки происходят не только в биатлоне.  На данный момент в пяти национальных сборных по зимним олимпийским видам спорта (то есть едва ли не в половине) отсутствуют главные тренеры!  Хорошо хоть в оставшихся девяти изменений в тренерских штабах или нет, или они носят косметический характер. Я имею в виду коньки, горные лыжи, лыжные гонки, лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина, фигурное катание, хоккей, фристайл и сноуборд.

Итак, в биатлоне, бобслее, санном спорте, шорт-треке и керлинге на позицию главного тренера в эти дни будут назначены (или уже приказы подписаны) новые люди. В бобслее главным тренером стал известный канадец Пьер Людерс, в скелетоне – не менее титулованный австриец Андреас Шмид. В керлинге за мужчин будут отвечать канадцы - Лино ди Йорио и Нил Харрисон, за женщин – швейцарец Роджер Шмидт. В шорт-треке главным станет  Себастьен Крос из Франции. В команду по санному спорту призваны итальянцы Вальтер Плайкнер и Йохан Спарбер, а также немец Бернхард Гласс.

С этими видами все более-менее ясно. Остался один большой вопрос – что делать с биатлоном.  Минспорта по-прежнему не согласно с позицией СБР об упразднении должности главного тренера. В ведомстве Мутко считают, что это разрушает структуру  управления командой. Потому  на данный момент прошлогодний приказ министра  о назначении главным тренером сборной России по биатлону Валерия Польховского не отменен. В глазах министерства он продолжает быть главным.

Всем памятны обидные слова, отпущенные не так давно Прохоровым в адрес Виталия Мутко. Я бы обиделся. Но наш министр мудрее, он, как видно, решил, что никакие личные мотивы не должны вмешиваться в рабочие дела. И правильно сделал. Теперь и Прохоров признает, что с Минспортом у него «рабочие» отношения. Полагаю, в таком режиме они в итоге о чем-то договорятся. Я о другом. Вас не настораживает, что в списке новых  (и старых) главных тренеров – сплошь иностранцы. Это мы еще не назвали старших тренеров, сервисменов, тренеров по направлениям подготовки.  То бишь, кто-то решил, что спасение российского зимнего спорта невозможно без иностранной помощи. Вопрос: так ли это? Или чиновники от спорта, призвав на службу самых титулованных мастеров, хотят прикрыть одно свое место. На случай провала. Мол, все, что можно сделали, лучших из лучших мобилизовали. Не уверен, что такое прикрытие сработает. Впрочем, страну, конечно, беспокоит не судьба чиновников. Вопрос гораздо глубже: что будет с нашим спортом после Сочи?

В нескольких городах строятся грандиозные центры подготовки спортсменов высшего уровня, на это уходит значительная часть бюджета отрасли. Но это объекты для сборников. А что будет со школами, секциями и клубами, в которых делают первые шаги будущие чемпионы? Может, главная беда отечественного спорта в том, что мы перевернули пирамиду подготовки спортсменов?  Поставив ее вверх дном.

Я не призываю в корне пересмотреть национальную политику в области большого спорта. Не призываю отказаться от услуг зарубежных спецов. За полтора сезона до Олимпиады любые резкие движения противопоказаны.  Я призываю тех, кто отвечает за российский спорт (а это не только участие в олимпиадах и чемпионатах мира) задуматься о нашем спорте в широком смысле. О сотнях тысяч мальчишек и девчонок, которые хотят заниматься любимым видом, но не имеют такой возможности. О тех, кто слоняется днями и вечерами по улицам, потому что у их родителей нет денег оплатить занятия ребенка в клубе. Словом, есть один рецепт, который в свое время помог советскому спорту занять лидирующие позиции в мире. Он прост, как таблетка от кашля. Это массовость. В советские времена иностранцев не приглашали. Это они с удовольствием позвали бы к себе десятки наших тренеров, которые делали из мальчиков и девочек олимпийских чемпионов.

Закругляюсь, потому как боюсь скатиться на патриотический пафос.  Последнее. Важно примирить позиции Прохорова и Минспорта, важно выиграть как можно больше медалей в Сочи, важно построить суперсовременные центры подготовки. Но еще важнее сделать безусловным национальным приоритетом идею массового спорта. Кстати, тогда и нацпроект развития здравоохранения отойдет на второй план. За отсутствием остроты. Ведь здоровье нации куётся не на олимпиадах. Там зарабатывается престиж.

Вот так, начав с предолимпийской тематики, я пришел к массовости российского спорта. Впрочем, эти две темы очень взаимосвязаны. Я читал, что когда-то был такой лозунг: «Массовость и мастерство – девиз советского спорта». Надо вернуть иные лозунги. Или хотя бы подумать над их содержанием. И очень хотелось бы, чтоб спортом (биатлоном в том числе) занимались профессионалы от спорта, а бизнесмены двигали вперед нашу неповоротливую экономику. Давайте все сосредоточимся на чем-то. И тогда все у нас получится.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram