Прохоров приводит биатлон в чувство
20 апреля 2012, 17:17 [ «Аргументы Недели» ]
Сегодня Союз биатлонистов России (СБР) объявил о перестановках в тренерском составе, а также о новых критериях отбора спортсменов в национальную команду. Очевидно, что подобное решение СБР стало следствием фактического провала российской сборной на чемпионате мира по биатлону, проходившем в Рупольдинге.
Понятно также и то, что только лишь данными изменениями дело скорее всего не ограничится – проблемы российского биатлона куда более глубокие и требуют системных решений. На днях в газете «Коммерсант» была опубликована статья президента СБР Михаила Прохорова, где весьма подробно рассказывается о первоочередных задачах развития биатлона в нашей стране. Не стоит сомневаться, что и кадровые изменения среди тренеров сделаны с подачи Прохорова.
Согласно решению Правления СБР в должности старших тренеров предлагается утвердить Николая Лопухова (мужская сборная) и Вольфганга Пихлера (женская сборная). Кроме того, предполагается уменьшить с 84 до 60 человек количество спортсменов на централизованной подготовке: по 20 спортсменов (мужчин и женщин) в основной группе главной команды, в резервной группе главной команды, а также в юниорском и юнешеском составе соответственно. Подобные изменения помогут не только сократить расходы на подготовку команд, но и сделать ее более эффективной.
Вместе с тем, как указывает в своей статье Михаил Прохоров, для системного решения проблем российского биатлона, целесообразно уже в самое ближайшее время задуматься над изменением всей системы управления большим спортом в стране.
Вообще, в мире существуют две возможные модели: первая предполагает жесткую вертикаль подчинения Минспорта всех федераций и всей спортивной системы, вторая – децентрализованная система, которая, по мнению президента СБР, является оптимальной и для современной России. Переход к ней возможно осуществить буквально в два этапа: определить функции государства в лице Минспорта, сделав ведомства главным ответственным по развитию спортивной инфраструктуры страны и детского спорта, а также наделить федерации максимально широким кругом полномочий.
Таким образом, по предложению Михаила Прохорова, Минспорт займется развитием спортивной медицины, системой детских спортивных школ и школами олимпийского резерва, целевым развитием спортивной промышленности и т.п. Заметим, что сегодня все эти немаловажные задачи фактически «размыты» по разным ведомствам. Например, вопросы спортивной медицины курирует Минздрав, а детские спортивные школы – Минобразования. Что же касается федераций, то сферой их интересов должны быть развитие спорты высших достижений, возможность лицензирования тренеров, представление нашей страны на международной арене в международных спортивных организациях.
В свете подобных изменений глава СБР уже наметил будущие задачи Федерации на наступающий сезон 2012/2013.
Во-превых, планируется проводить дальнейшие изменения в структуре тренерского состава. Будут пересмотрены функции главного тренера, а также будет введена новые позиция тренера-координатора, который будет выступать связующим звеном между тренерами сборной и личными тренерами. Необходимость таких перестановок стала очевидна после провала нашей сборной на Чемпионате мира.
«Очевидно, что были допущены ошибки в тренировках женской сборной с точки зрения чрезмерных нагрузок. Тренерский штаб при планировании подготовки должен и будет более внимательно подходить к оценке индивидуальных особенной спорсметов в рабочем контакте с их личными тренерами», - указывает Михаил Прохоров.
Второй также немаловажной задачей СБР на наступающий сезон будет утверждение новых программ подготовки тренерских кадоров. Кроме того, предполагается усилеть технические службы по подготовке к Олимпиаде, а также в рамках новых функций Минспорта предложить государству помощь в финансировании профильных национальных компаний «для приобретения ряда ведущих иностранных фирм для немедленного доступа к современным технологиям».
Вопрос о необходимости внедрения новых спортивных технологий оказывается отнюдь не праздным, если учитывать, что современный биатлон, по выражению Михаила Прохорова – это спорт hi-tech, то есть спортивные достижения находятся в прямопропорциональной зависимости от развития экономики страны и реализации его инновационного потенциала. Пока что российская спортивная промышленность в этом направлении явно не преуспела – достаточно сказать, что в нашей стране сегодня не производятся ни современные лыжи, ни пластик, ни парафин, ни восстанавливающие фармпрепараты. «Поэтому работаем старым проверенным дедовским способом – закупаем современные материалы за границей, что предопределяет текущее отставание», - констатирует Михаил Прохоров.
Среди явных достижений – пока только создание в нашей стране новой винтовки мирового уровня. СБР совместно с Минспорттуризма и частным бизнесом разработали и профинансировали модель нового ствола и затворной части, завезли современное оборудование и выпустили первые образцы, испытания которых сейчас проходят в тире и на стрельбище. Есть у нас и новые разработки суперсовременного патрона «Олимп». Однако как скоро отечественная промышленность сможет полностью удовлетворять запросы наших биатлонистов, пока не очено понятно. «Я не уверен в способности ЦНИИТочмаша из города Климовска, работающего без современного оборудования, произвести необходимый качественный патрон, улучшающий показатели, относительно иностранных производителей», - отмечает Михаил Прохоров.
Между тем, наличие в стране собственных современных разработок в сочетании с грамотной системой управления большим споротом и есть главные слагаемые успеха. В этой связи показателен пример Франции, где сегодня работает вся инновационная цепочка: производство лыж – государственный заказ по финансированию спортивных специальных программ – лаборатория по водоотталкиванию – производители оборудования – сервис-группы – спортсмены. Но французы годами выстраивали подобную систему и инвестировали в ее развитие немалые средства, в то время как в нашей стране пока только начинают об этом задумываться.
Причем, реализовывать намеченные планы надо как можно скорее, поскольку сегодня Россия уже не является одним из лидеров мирового биатлона, как это было, например в 80-е годы прошлого века. «Звездный биатлонист может появиться сейчас в любой стране. Но сейчас ни одна страна не может являться бесспорным лидером в этом виде спорта. Острейшую конкуренцию нам сегодня составляют Германия, Франция, Швеция, Словакия, Украина, Белоруссия, Австрия», - резюмирует Прохоров.