Ближе, конечно, не в географическом смысле. В смысле Олимпиады. Той самой – домашней, долгожданной, которую мы заслужили всей страной. Так поется в песне. Но я не о том, сколько мы медалей завоюем (или не завоюем), даже не о грандиозном масштабе строительства. Я о том, как жить после Сочи.
Ну вот отыграют все гимны в честь победителей, разъедутся спортсмены, туристы. А мы останемся наедине со всеми этими грандиозными объектами, туристической инфраструктурой и прочим «наследием Игр». И закрадываются сомнения, сможем ли мы распорядиться этим богатством разумно.
По порядку. Спортивные объекты. Большинство из них – не только дорогостоящие, но и дорогие при эксплуатации. То есть, чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии, надо постоянно вкладывать немалые средства. На чьи плечи ляжет финансирование? Инвесторов? Вряд ли. Они и так поиздержались. И очень рассчитывают на благодарность государства. В лице президента. Мол, ради Вас старались, деньги не считали, неужто зазря? Логика в этом есть.
Тогда придется подставлять плечи государству? Это означает, что появится некая компания (может, госкорпорация?), которая и будет управлять всем этим беспокойным хозяйством. Скорее всего, так и будет. Но тогда придется значительную часть соревнований перенести в Сочи. Выходит, будут простаивать новые комплексы в Чайковском, в Сибири, в других регионах. Потому как на всех крупных соревнований не хватит. Подчеркну: именно крупных. Ведь провести один турнир в Сочи стоит немалых денег. На всякие детские старты средств не наскрести.
Вопрос: а кто-нибудь вообще задумывался, что будем делать с сочинским олимпийским комплексом после Олимпиады? Или по принципу: ввяжемся в драку, а там найдем выход.
Возможно, наверху есть мудрые руководители, которые уже сегодня знают, что и как будет. Только страна-то гадает.
Вот когда к Олимпиаде шаг за шагом стремительно приближаемся, каждый этап подробно по ТВ показывают, ленточку принародно разрезают, все инвесторы рядом с первыми лицами непременно позируют. А про завтра молчок. Почему бы не раскрыть сию страшную тайну.
Далее. Туристическая инфраструктура. Те же инвесторы, затратив кучу денег, по старой российской привычке захотят вернуть потраченное поскорее. Соответственно, цены будут кусачими. Они и сейчас такие. Иными словами, пока, к примеру, съездить в Словакию, Болгарию или Словению среднему российскому любителю горных лыж будет дешевле, чем в родные краснополянские горы. Возникает множество вопросов, не хочу их даже перечислять. Главный: кто-нибудь думает об этой перспективе превращения потенциального туристического рая в эдакий черноморский Куршавель? То есть, народ мечтает о всероссийской зимней здравнице, как сказали бы прежде, а ему закрытый клуб для состоятельных господ.
Опять же: хочется думать, что есть наверху мудрецы, все продумавшие и все предусмотревшие. Но кто они и почему не огласят свои мысли?..
А Олимпиаду мы проведем на высшем уровне. В этом не сомневаюсь. Потому и думаю о постолимпийском далеке.