Одной из самых ярких героинь чемпионата Европы по легкой атлетике, который прошел в Барселоне, стала 25‑летняя Ольга Каниськина. Выиграв в ходьбе на дистанции 20 км, спортсменка из Саранска, говоря по-футбольному, стала автором своеобразного «хет-трика». Теперь в ее коллекции есть золото всех крупнейших турниров: Олимпиады-2008, чемпионатов мира-2007 и 2009, наконец, европейского первенства-2010.
Бенефис саранской школы
– Картина маслом: вы, Оля, ваши подруги из Саранска Анися Кирдяпкина и Вера Соколова завоевали весь пьедестал почета. Настоящий бенефис школы Виктора Михайловича Чегина, который всех вас тренирует!
– Я очень рада за девочек, рада, что они закончили гонку в медалях. Самой мне никогда прежде выиграть чемпионат Европы не удавалось. Поэтому безумно хотелось увезти золото из Барселоны. Огромное спасибо Виктору Михайловичу за то, что все просчитал, подготовил, помог выйти на пик формы в нужное время и в нужном месте.
– Вы не ревнуете знаменитого тренера к другим спортсменам? Группа-то у вас большая.
– Нет. Виктор Михайлович умеет распределить внимание таким образом, что никто себя обделенным не ощущает. Конечно, это тяжело. Порой я вообще удивляюсь, как у него голосовые связки выдерживают. Когда спортсмен идет с хорошей техникой, его достаточно просто проконтролировать краем глаза. А если техника разладилась, тренеру приходится постоянно делать замечания. Кричать под каждый шаг.
– Вас в этом плане, наверное, Бог миловал?
– Мы же все под ним ходим… Когда я после возвращения из Пекина впервые появилась на стадионе, тренер посмотрел на меня и сказал: «Ничего себе! А ведь несколько дней назад этот человек выиграл Олимпийские игры».
– Неужели правильная техника теряется так быстро?
– Скорее сказывается отсутствие должной концентрации. Расслабляешься, перестаешь контролировать движения. Но пара тренерских окриков – и все само встает на место.
– Признайтесь, в глубине души вас не коробит такое отношение?
– Что вы, никаких обид! Считаю, что Виктор Михайлович абсолютно прав, когда утверждает, что техника ходьбы должна быть лучшей в мире. Потому что если она «как у всех», то ты и финишируешь, как все. А кто-то другой будет на финише первым.
Чтобы никто на пятках не сидел
– Скажите, Ольга, каковы сейчас ваши рост и вес?
– Рост 157 см, вес 43 кг. Размер ноги интересует? 35-й.
– Как же вы, такая хрупкая, профессионально спортивной ходьбой занимаетесь? Ветром запросто может с трассы снести.
– Но ветер же и в спину бывает.
– Ваше деликатное телосложение сильно осложняет борьбу на старте? Там все спортсменки сбиваются в плотную толпу.
– Вот одна из причин, по которой я стараюсь как можно быстрее уйти вперед. Чтобы никто на пятках не сидел, в спину не дышал.
– И какую фирменную скорость поддерживаете на дистанции?
– Где-то 15 км/час.
– А если в самом начале соперницы все-таки толкнут, ударят, собьют с ног, сдачи дадите?
– Хм, а зачем же тратить на это время?
– Забавно: сформулировали прямо как гражданскую позицию. Вас, к слову, после победы на прошлогоднем чемпионате мира Почетным гражданином Мордовии сделали…
– Да, было приятно, когда указ президента республики Меркушкина опубликовали. Правда, до сих пор детально не знаю, какие льготы мне за это полагаются. Но ежемесячная пожизненная компенсация – 3000 рублей. Для Мордовии это серьезно, там средняя зарплата у людей – восемь тысяч.
– А лично для вас эта компенсация – что-то вроде дарованных талонов на бензин, так? Ходят слухи, что вы содержите солидный автопарк.
– Верно, что за период после Олимпиады я стала хозяйкой трех автомашин. Уже приходилось рассказывать, как первым наградил Дмитрий Медведев за победу в Пекине. Но я продала тот джип и доплатила за просторную квартиру, которую строю в центре Саранска. После выигрыша чемпионата мира Мордовия объявила, что дарит каждому из трех победителей, представлявших ее в сборной страны, по новой Toyota Camry. Можно было взять деньгами – зачем мне сразу несколько машин? Оставила себе Lexus от главы республики.
Умный в гору не пойдет
– Хорошо, а новоселье уже справили?
– Дом сдается в конце декабря 2010 года. Самое высокое здание Саранска – двадцать два этажа.
– Ваша квартира на каком?
– На шестом, что меня вполне устраивает.
– Неужели высоты боитесь?
– Дело не в этом – подумала, вдруг лифт сломается. А напрягаться и в гору шагать – лень!
– О подарках и льготах вы поведали, а как насчет премиальных? За Барселону, например, какой гонорар вам причитается?
– Какую сумму получу за Европу, пока точно не знаю. А вот за золото чемпионата мира платят шестьдесят тысяч долларов. Но это брутто. Что-то обязательно удерживает страна-организатор на налог. Пока не ясно, сколько берут в Испании. Зато не забыла, как в Японии списали тридцать процентов призовых.
– У вас принято делиться заработанным с тренером?
– После крупных турниров. Если выигрываем на коммерческих соревнованиях типа Гран-при, все остается нам. И премия за олимпийскую золотую медаль тоже целиком идет чемпиону. У нас сложилось именно так. Хотя слышала, что кто-то платит с каждого старта.