Аргументы Недели → Общество  → Лица Победы

Л.Н. Пономаренко: Больно было видеть, как умирают наши товарищи

, 20:27

Леонида Николаевича Пономаренко знают не только в Новосибирске. Его имя носит одна из школ Юрги, в этом же городе находится музей Леонида Пономаренко. Упоминание о Леониде Николаевиче вы найдете во многих книгах о Великой Отечественной войне. Командир штурмовой роты за мужество и героизм, проявленные в боях под Ленинградом, он был удостоен звания Героя Советского Союза. Накануне 65-летия Великой Победы Леонид Николаевич Пономаренко отметил 90-летие.

Он героем вернулся с победой

Потомственный военный, Леонид Николаевич не мыслил жизни без армии, но из-за многочисленных ранений после Великой Отечественной службу пришлось оставить. Однако и сегодня, спустя 65 лет после войны, перешагнув 90-летний рубеж, Пономаренко остается в строю. Он активно сотрудничает с окружным Домом офицеров города Новосибирска, частый гость школ и других учебных заведений, где регулярно проводит уроки мужества.

Леонид Николаевич участник парадов на Красной площади в Москве в честь 50-й и 55-й годовщин Победы. Он представлял новосибирскую делегацию ветеранов войны – защитников столицы на открытии Монумента Славы сибирякам, остановившим фашистов под Москвой в 1941 году. Вечный огонь у Монумента Славы на Волоколамском шоссе зажигал Герой Советского Союза Леонид Пономаренко.

Отступать некуда. Позади – Москва!

Сын артиллериста Николая Пономаренко, участника Русско-японской и Первой мировой войны, награжденного за мужество Георгиевским крестом 4-й степени и Георгиевской медалью, Леонид с юных лет готовил себя к службе в армии. Состоял в ОСОАВИАХИМе и к 1939 году, когда пришло время призыва, был хорошо подготовленным специалистом. Был направлен в Забайкальский военный округ и в составе 93-й стрелковой дивизии, 266-го стрелкового полка участвовал в боях на Халхин-Голе, после чего был отправлен под Читу.

К служившим на Дальнем Востоке предъявлялись тогда особые требования: советское правительство опасалось агрессии с востока. Но оказалось, что нападения нужно было ждать с запада…

В октябре 1941-го Леонид Пономаренко должен был демобилизоваться, а в июне началась война. В полном составе, со всем вооружением, дивизия, в которой воевал Леонид Николаевич, была отправлена на фронт – туда, где шли самые ожесточенные бои, – под Москву.

– Это были самые грозные месяцы войны – осень 41-го, –вспоминает Леонид Николаевич. – Положение было тяжелое. Агрессор всеми силами рвался в Москву. Но преимущество – и физическое, и моральное – было все-таки у нас. Патриотизм, любовь к Родине помогли нам выстоять. Хорошую службу сослужили и российские морозы. Фашисты надеялись занять советскую столицу до наступления холодов, и одеты были соответствующе: в бушлаты, пилоточки. Красиво, конечно, шли, при параде. Но стоило ударить морозам, как весь лоск сошел. Кутались в одеяла, разрывали их на платки. Какой уж тут победный дух?! А тут подошли наши сибирские дивизии – и без преувеличений скажу, что фашистов под Москвой разгромили мы, сибиряки.

Леонид Пономаренко помнит парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Суровый был тот парад. Шел снег, дул пронизывающий ветер. Войска прямо с Красной площади уходили на фронт. Но для всех этот день стал одним из самых радостных и светлых в том мрачном году. Ведь гитлеровские газеты и радио заранее оповестили, что немецко-фашистские войска именно 7-го числа пройдут церемониальным маршем по еще одной покоренной столице Европы. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Парад в Москве прошел, но это был наш парад!

– На трибунах стояли все военачальники: Сталин, Молотов, Ворошилов, – вспоминает Леонид Николаевич. – И мы чувствовали подъем, сил словно прибавилось...

8 ноября войска перешли в контрнаступление. А 5 декабря на Волоколамском шоссе сибирские дивизии разгромили фашистов. Тогда наша 93-я дивизия стала 26-й гвардейской…

В боях под Москвой Пономаренко был первый раз ранен, эвакуирован в Томск. А после выздоровления снова отправился на фронт…

– Все, что угодно, могут сегодня говорить по телевизору: что солдаты гибли тысячами, потому что решение Жукова отвести войска из-под Москвы было ошибочным. Но знаю одно: не сделай этого Жуков – и не видать нам победы под Сталинградом, – считает Леонид Николаевич. Непосредственный участник тех событий, судить об этом он имеет полное право. И под Москвой, и под Сталинградом Пономаренко шел в первых рядах. Он видел смерть друзей и сам не раз был на краю гибели, но в том, что победа будет за нами, не сомневался никогда.

– Не скрою, минуты слабости бывали, – признается Леонид Николаевич. – Когда видишь, как один за другим падают твои товарищи, как кричат от боли, и помочь не можешь – это тяжело. Но понимаешь, что надо идти вперед – и идешь, и уже ни о чем, кроме боя, не думаешь, помнишь лишь, что за тобой –твоя рота, твои ребята.

Ни шагу назад!

После ранения Пономаренко отправили на ускоренные курсы командиров роты, оттуда – под Сталинград, в 39-ю гвардейскую дивизию. Самым жестоким сражением Великой Отечественной называют историки Сталинградскую битву. Бои шли буквально за каждый дом. Потери – с обеих сторон – были огромные: почти три миллиона человек! Не последнюю роль в победе под Сталинградом сыграли сибирские дивизии. Немецкие генералы скажут впоследствии: «Сибиряки умели защищаться и стоять насмерть».

Леонид Пономаренко помнит, как это было…

Снова ранение, госпиталь в Новосибирске, и снова – фронт. На этот раз Ленинградский, и Пономаренко, уже гвардии лейтенант, вновь командует ротой. Первая штурмовая рота 381-го стрелкового полка 109-й стрелковой дивизии под командованием Пономаренко участвовала в прорыве трех мощных оборонительных линий противника на Карельском перешейке (линии Маннергейма). Первыми врывались в траншеи врага Пономаренко и его ребята. За эту битву Леонид Николаевич был удостоен самой высокой награды – Звезды Героя Советского Союза. Под Ленинградом закон- чил войну Леонид Пономаренко. Блокада была снята, но какую цену заплатили мы за эту победу!.. Леонид Николаевич, получив после очередного ранения инвалидность, был направлен в Новосибирск, где служил в Октябрьском райвоенкомате.

В 1946 году по состоянию здоровья был уволен из рядов Вооруженных сил. Кадровый военный, Леонид Николаевич никакой гражданской специальности не имел. Но сидеть сложа руки не умел и не хотел. Много лет проработал Пономаренко на разных предприятиях нашего города. Вместе с женой вырастил двух замечательных дочек. Сегодня уже правнук Леонида Николаевича служит в рядах Вооруженных сил РФ. Продолжает служить Родине и Леонид Пономаренко – и это главное дело его жизни.

Это было под Москвой

Сердце, стиснутое скорбью,

Не давало отступать:

Приковало к Подмосковью

Приказало насмерть встать

Вьюга танки заносила

На дороге фронтовой

Это было, это было,

это было

под Москвой.

Роты молча из окопов

Подымались в штыковой

И могилы, и сугробы,

Словно танки рвались в бой,

И карающая сила

Все сломила пред собой

Это было, это было,

это было

под Москвой.

Годы мчатся, словно пули,

Счет теряется годам...

И в почетном карауле

Обелиски тут и там.

Наше сердце не забыло,

Опаленное войной,

Все, что было, все, что было,

Все, что было под Москвой…

Б. ДУБРОВИН

 

О проекте "Лица Победы"

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram