В 2023 году на месте раскопок у подножия горы Амбарликая в Богазкёй-Хаттуше в Турции была обнаружена клинописная табличка с ранее неизвестным индоевропейским языком. Недавно обнаруженный язык калашма принадлежит к анатолийско-индоевропейской языковой семье, сообщает «Аrkeonews».
Расположенное в центральной Анатолии, Турции и со столицей в Хаттуше, Хеттское королевство, а затем и империя признаны одной из главных империй Старого Света в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке между 1650 и 1200 годами до нашей эры как по богатым археологическим находкам, так и по текстовым источникам.
Табличка содержит введение, в котором говорится, что специалист по ритуалам колдует на (языке) Калашмы. В хеттском ритуальном тексте новая идиома упоминается как язык земли Калашма. Это область на северо-западной окраине хеттского центра, вероятно, в районе современного Болу или Гереде.
«Эти тексты показывают, что в 2000 г. до н.э. Анатолия была многоязычным и мультикультурным местом», — говорит профессор Андреас Шахнер, руководитель раскопок в Хаттуше.
Таблички, написанные на калашма, языке, похожем на лувийский, которым пользовались лувийцы, жившие в южной Анатолии и о которых мало что известно, содержат тексты о повседневной жизни и праздниках.
174 таблички, содержащие язык калашма, были расшифрованы в ходе исследования, проведенного профессором доктором Даниэлем Швемером с кафедры ближневосточных языков Университета Ворцбурга в Германии и доцентом доктором Метином Альпарсланом с кафедры хеттологии Стамбульского университета.
Профессор Шахнер сказал, что в табличках Калашмы нет нового алфавита, подчеркнув, что для письма использовалась клинопись, хорошо известная хеттам и взятая из Месопотамии.
Открытие еще одного языка в архивах Богазкёй-Хаттуша не является чем-то совершенно неожиданным, как объясняет Даниэль Швемер: «Хетты были уникально заинтересованы в записи ритуалов на иностранных языках».
Такие ритуальные тексты, написанные писцами хеттского царя, отражают различные анатолийские, сирийские и месопотамские традиции и языковые среды. Эти ритуалы дают ценное представление о малоизвестных лингвистических ландшафтах Анатолии позднего бронзового века, где говорили не только на хеттском языке. Таким образом, клинописные тексты из Богазкёй-Хаттуши включают отрывки на лувийском и палеском языках, двух других анатолийско-индоевропейских языках, тесно связанных с хеттским, а также хаттский, неиндоевропейский язык. Теперь к ним добавился язык Калашмы.
Профессор Шахнер сказал: «Содержание табличек на самом деле не передает очень важную информацию, но благодаря этим текстам мы узнаем, что Анатолия была многоязычным и мультикультурным регионом в 2000 году до нашей эры.
Люди знали и пользовались, по крайней мере, несколькими из этих языков. Хеттский взгляд на богов другого региона также подтверждается этим текстом, потому что они включали богов завоеванного региона в свою систему и поклонялись им. Таким образом они пытались привязать эти регионы к себе.
Эти тексты были написаны на этом языке, чтобы они могли отдать дань уважения богу, которого они привезли из Калашмы, на понятном им языке. Согласно хеттской логике, этот бог не понимал хеттского языка.