Реконструкция неандертальца, Музей естественной истории, Лондон

Исследователям из Федерального университета Сан-Паулу удалось обнаружить самые старые известные человеческие вирусы в наборе костей неандертальцев, возраст которых составляет более 50 000 лет, и вскоре они смогут их воссоздать, сообщает «Аrkeonews».

У двух неандертальцев была проведена проверка ДНК, и результаты показали следы вируса папилломы (вируса, передающегося половым путем) и аденовируса (вызывающего герпес), а также других вирусов.

Два доисторических человека были мужчинами, а их останки были найдены в пещере в России. Эксперты долгое время предполагали, что вирусы могли стать причиной вымирания неандертальцев, и это последнее открытие может подтвердить эту теорию.

Это говорит о том, что неандертальцы, возможно, были заражены теми же вирусами, которые поражают людей сегодня, считают авторы исследования, которое еще не прошло экспертную оценку. Это также показывает, что удалось идентифицировать участки вирусных геномов в археологических образцах.

Аденовирусы, например, могут вызывать широкий спектр заболеваний, от боли, которая является обычной простудой, до неприятного приступа острого гастроэнтерита. Наиболее распространенный вирус Эпштейна-Барр, который может вызвать мононуклеоз и рассеянный склероз, относится к вирусам герпеса. Вирусы папилломы, пожалуй, наиболее известны своей связью с раком шейки матки.

Команда, сделавшая открытие, теперь планирует попытаться синтезировать «вирусы, похожие на Парк Юрского периода», чтобы сравнить их с современными. Эти вирусы могут быть изучены на предмет их репродуктивных и патогенных черт и сравнены с современными аналогами.

Кроме того, следует учитывать взаимодействие между хозяином и вирусом, особенно в совершенно другой среде. Останки были найдены в горах Алтая в Сибири, в Чагырской пещере. Останки входили в группу из девяти человек, найденных в 2022 году, у которых была общая ДНК, что означает, что они были родственниками.

Это не означает, что вирусы сами по себе могли привести к вымиранию неандертальцев, как ясно дают понять авторы в статье, но это подтверждает теорию, выдвинутую некоторыми учеными, о том, что вирусы могли быть каким-то образом вовлечены в вымирание.

Спонсор рубрики – ООО «Азбука Групп».