Ученые обнаружили рекордное мегаизвержение вулкана 7300-летней давности

Ученые обнаружили рекордное мегаизвержение вулкана 7300-летней давности
В результате извержения было выброшено от 133 до 183 кубических километров плотных горных пород на площади более 4500 км2, что делает это крупнейшим извержением вулкана, произошедш

Углубленное изучение подводных вулканических отложений, окружающих кальдеру Кикай в Японии, пролило свет как на механизмы осаждения, так и на масштабы события.

Исследователи из Университета Кобе определили, что это извержение, произошедшее 7300 лет назад, и было крупнейшим извержением вулкана эпохи голоцена на сегодняшний день, сообщает «scitechdaily».

В дополнение к лаве, вулканы выбрасывают большое количество пемзы, пепла и газов в виде быстро движущегося потока, известного как «пирокластический поток», а его отложения являются ценным источником данных о прошлых извержениях. Для вулканов на суше геологи хорошо понимают механизм седиментации пирокластических потоков, но сами осадки легко теряются из-за эрозии.

С другой стороны, для вулканов на океанических островах или вблизи побережья процесс отложения пирокластических потоков в значительной степени неясен, как потому, что взаимодействие с водой менее изучено, так и потому, что надежные данные трудно получить и, следовательно, они разрежены. По этим причинам трудно оценить влияние многих прошлых извержений на климат и на историю.

Группа провела сейсмическую съемку, а также отбор проб осадочных пород в районе кальдеры Кикай у южного побережья японского острова Кюсю. Выдающаяся детализация данных сейсмического отражения выявила осадочную структуру с вертикальным разрешением 3 метра и глубиной до нескольких сотен метров ниже морского дна.

Из-за того, что вулканические выбросы, отложенные в море, хорошо сохраняются, они записывают много информации во время извержения. Используя сейсмические исследования, оптимизированные для этой цели, и идентифицируя собранные отложения, ученые смогли получить важную информацию о распределении, объеме и механизмах переноса выброса.

В своей статье геологи сообщают, что извержение, произошедшее 7300 лет назад, выбросило большое количество вулканических продуктов (пепел, пемзу и т.д.), которые осели на площади более 4500 квадратных километров вокруг места извержения. С объемом плотной породы от 133 до 183 кубических километров, это событие стало крупнейшим извержением вулкана, произошедшим в голоцене (самые последние 11 700 лет истории Земли после окончания последнего ледникового периода), известным науке.

В процессе своего анализа исследовательская группа подтвердила, что осадконакопления на дне океана и отложения на близлежащих островах имеют одинаковое происхождение, и по их распределению вокруг места извержения они могут прояснить взаимодействие между пирокластическим потоком и водой. Они заметили, что подводная часть потока может перемещаться на огромные расстояния даже вверх по склону.

Их результаты дают новое представление о неуловимой динамике вулканических мегасобытий, которые могут оказаться полезными для идентификации останков других событий, а также для оценки их размера.