Смертельные сюрпризы прошедших войн становятся более опасными
31 марта 2024, 14:36 [«Аргументы Недели», Мария Шарковская ]
После окончания военных конфликтов местность, на которой они проходят ещё долго остаётся опасной для нахождения на ней человека и животных. Проблема состоит в том, что эти территории остаются усеяны неразорвавшимися боеприпасами и минами. Но, с акваторией проблема ещё серьёзнее. Поскольку сушу всё же рано или поздно вычищают от «смертоносного мусора», а подводные пространства, как правило, остаются без должного внимания.
На проблему, связанную с наличием под водой неразорвавшихся боеприпасов, в том числе и начинённых химическими отравляющими веществами обратили пристальное внимание исследователи из Департамента безопасности Университета Ставангера, а также из Норвежского оборонного научно-исследовательского института.
И действительно, огромное количество сверхтоксичного и взрывоопасного военного «мусора» накопилось на морском дне ещё со времен Первой и Второй мировых войн. Под воздействием солёной воды эти боеприпасы со временем перестают быть стабильными и увеличивается вероятность, что они в конце концов начнут взрываться или из их корпусов, начнёт вытекать токсичная субстанция способная убивать всё живое на много километров вокруг.
Впрочем, и суша не остаётся безопасным местном. До сих пор не только в полях и лесах, но и в городах обнаруживают мощные неразорвавшиеся боеприпасы. Зафиксировано множество случаев обнаружение тяжёлых 500-килограммовых авиационных бомб в местах плотного заселения. Такие сюрпризы находят до сих пор в России, Белоруссии, Британии, в Германии и других странах старого света, участвовавших во Второй мировой войне. Только в Москве, по оценкам экспертов «ежегодно выкапывают 50-60 снарядов времён войны». Например: «в 2010 году во время ремонта теплотрассы в траншее на проспекте Маршала Жукова обнаружили сразу 900 штук».
Кстати, боеприпасы, пролежавшие много десятилетий на дне моря или в грунте на суше, подвергшиеся коррозии порой нет возможности извлечь и отправить на полигон для уничтожения. Это создаёт серьёзную проблему поскольку приходится подрывать их на месте в ущерб дорогостоящей городской инфраструктуре. Особо опасны в этом плане снаряды и бомбы, начинённые Аматолом (смесь аммиачной селитры с тротилом). Исследования показали, что со временем эта «гремучая» смесь становится менее стабильной. Она может взорваться при малейшем воздействии. То есть опасность подрыва велика даже если снаряд просто лежит в грунте и подвергнется вибрации под воздействие проехавшего рядом автомобиля. То же может произойти при проведении строительных работ или возделывании сада рядом с покоящейся в земле бомбой.
Даже в США, территория которых находится далеко от театров военных действий Второй и Первой мировых войн, обнаруживают неразорвавшиеся боеприпасы. Недавно из реки Чарльз в Нидхэме, штат Массачусетс, водолазы выловили несколько таких «смертельных сюрпризов». Впрочем, США после Второй мировой довольно безответственно подходили к утилизации накопившихся боеприпасов их в конце 1970-х сбрасывали с кораблей в океан. И теперь эта безответственность превращается в реальную головную боль, поскольку на морском дне много чего опасного лежит и ждёт своего часа. Будет ли это цепочкой мощных взрывов или токсичные вещества разольются по морскому дну и начнут перемешиваться с водой до опасной для жизни концентрации - пока судить сложно. Помимо химоружия, токсичными являются компоненты, из которых производили обычные боеприпасы: свинец, ртуть и прочее. Тот же самый тротил, при разложении может выделить так называемый «горчичный газ» в мире химического оружия он известен, как «Иприт» (в честь долины реки Ипр, место, где был впервые применён в ходе Первой мировой). Представьте себе ситуацию, рыбак вылавливает полуразложившийся снаряд, затаскивает его себе в лодку и получает дозу иприта. При попадании на кожу этого вещества появляются огромные болезненные волдыри, заполненные гноем вперемешку с кровью. Иприт буквально разъедает плоть. А если вдохнуть эту гадость, от лёгких очень быстро ничего не останется.
Вот ещё один пример безответственного подхода к утилизации боеприпасов после Второй мировой войны. Норвежские власти разрешили военным затопить по меньшей мере три десятка судов с трофейными боеприпасами в проливе Скагеррак между Скандинавским полуостровом и Данией. В общей сложности 168 000 тонн боеприпасов, включая артиллерийские снаряды и авиабомбы, содержащие химическое оружие, были сброшены на глубину от 600 до 700 метров. Также множество тонн смертоносного оружия покоится на дне фьорда Тронхейма. Международная служба NTNU и Геологическая служба Норвегии (NGU) с Gunnerus и ROV малодушно сочли, что боеприпасы хоть и сильно проржавели, но находятся в стабильном состоянии. Не стоит себя успокаивать, нужно уже сейчас бить тревогу. К тому же, помимо прочего, сейчас всё это создаёт проблемы для прокладки подводных коммуникаций.
Кладбищем для вооружений, химических и обычных боеприпасов, боевых кораблей стало дно балтийского моря. По оценкам российских специалистов там сейчас находится до 15 тысяч тонн смертоносных химических веществ. Ситуация складывается так, что их предпочитают вообще не трогать, поскольку неясны последствия попыток утилизации такого объёма опасных предметов.
Вероятно, в уже в обозримой перспективе придётся заняться тщательным сканированием районов интенсивных боёв прошлого, на предмет обнаружения опасных субстанций и старых боеприпасов, чтобы обезопасить прибывание там людей и защитить окружающую среду.
Впрочем, агрессивная политика Запада по отношению к России может привести к новому военному противостоянию с использованием сверхмогущественного оружия. И тогда миру станет уже не до того, что осталось на суше и в воде после двух предыдущих мировых войн.