Фото: NASA/CNES/Airbus, через Google Earth

В регионе Саудовской Аравии, где расположены таинственные неолитические сооружения, называемые «Вратами ада», насчитывается около 400 сооружений, датируемых 9000 лет назад, сообщает «Аrkeonews».

В дополнение к обширным участкам песка и гравия, западная половина Аравийского полуострова является домом для обширных лавовых полей, известных как Хараат.

Одним из таких месторождений является Харрат Хайбар площадью 14 000 квадратных километров, который расположен примерно в 137 километрах к северо-востоку от Аль-Медины.

С большим количеством свидетельств прошлой вулканической активности, это одно из крупнейших вулканических полей Саудовской Аравии. Вулканическое поле было сформировано извержениями, которые происходили в течение пяти миллионов лет, причем последнее событие было зарегистрировано между 600 и 700 годами нашей эры, по данным НАСА.

Археологи обнаружили доказательства того, что здесь когда-то жили люди несмотря на то, что когда-то это было одно из самых негостеприимных мест на планете.

Когда спутниковые снимки выявили сотни структур возрастом 9000 лет, эксперты были ошеломлены. Стены каменного века, построенные в вулканических полях, были названы Вратами Ада, потому что их короткие, толстые соединительные груды кирпича напоминали зарешеченные ворота, если смотреть сверху.

Наряду с конструкциями, похожими на ворота, археологи также обнаружили ряд древних стен, которые имели сходство с формами воздушных змеев и круглых структур.

Так называемые «пустынные воздушные змеи» в основном понимаются как каменные заборы, которые, вероятно, использовались в качестве ловушек для животных.

По данным Европейского союза наук о Земле (EGU), вполне возможно, что эти охотничьи ловушки не были предназначены для поимки и убийства животных, а скорее представляют собой первую попытку одомашнивания животных.

В 1977 году газета Sydney Morning Herald впервые сообщила, что «загадочные круглые каменные образования, напоминающие те, что были найдены в Европе, разбросаны по всей этой засушливой стране на вершинах холмов и долинах, удаленных от человеческого жилья».

«Врата ада» в Саудовской Аравии и таинственные сооружения

Однако только с более поздним развитием спутниковых снимков эти образования были идентифицированы как остатки неолитических поселений.

Хотя окружающие бедуинские племена долгое время называли каменные образования «творениями стариков», Дэвид Кеннеди из Университета Западной Австралии был первым, кто задокументировал их в области западной археологии. Кеннеди обнаружил около 400 каменных стен.

«Реальность такова, что в период неолита эти районы были значительно зеленее, и там были значительные популяции людей и стада животных, перемещающихся по этим ландшафтам».

В настоящее время археологи считают район Хайбара «уникальным» из-за большого разнообразия сооружений и их необычайной сохранности засушливым местным климатом.

Однако нет четких указаний на то, для чего эти сооружения могли использоваться. Одна из теорий заключается в том, что это были ритуальные сооружения, но до сих пор археологам было трудно найти практическую причину их строительства.