Найдены скопления пластика в океане, даже за пределами «мусорного пятна»

Найдены скопления пластика в океане, даже за пределами «мусорного пятна»
Фото: pixabay

Когда пластик попадает в океан, он постепенно выветривается и распадается на мелкие частицы. Если морские животные проглотят эти частицы, их здоровье может серьезно пострадать. Таким образом, большие скопления пластика могут нарушить биологическое равновесие морских экосистем. Но какие области особенно пострадали?

Исследовательская группа из Центра экологических исследований им. Гельмгольца (UFZ) в сотрудничестве с Центром полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (AWI) обнаружила большое количество пластиковых отходов и микропластика в отдаленной морской охраняемой зоне в Тихом океане, сообщает «phys.org».

Эти количества были аналогичны тем, которые были найдены в одном из крупнейших в мире известных мусорных пятен. Исследователи подчеркивают, что пластик распространен гораздо шире, чем ожидалось. Вся экосистема океана находится под угрозой. Поэтому они призывают как можно скорее остановить глобальные выбросы пластика в океан.

«Пластик в океане – это серьезная проблема. Каждый год миллионы тонн пластика попадают в океан через реки и ветер, а также от судоходства и рыболовства, и он остается там. До сих пор трудно оценить последствия для экосистемы океана», — говорит химик-эколог UFZ профессор Анника Янке.

Каково распределение пластика в океанах? Какие области особенно пострадали? Существуют ли зоны, свободные от пластика? И какими свойствами обладает пластик вблизи источника или далеко в открытом океане?

Исследователи взяли пробы поверхностных вод в северной части Тихого океана между Ванкувером (Канада) и Сингапуром. Команда выбрала станции отбора проб вдоль круизного маршрута на основе прогнозной модели Гавайского университета (Surface CUrrents from a Diagnostic model (SCUD)). Эта модель рассчитывает, сколько пластика может присутствовать в конкретной морской акватории. Исследователи взяли пробы поверхностных вод в северной части Тихого океана между Ванкувером (Канада) и Сингапуром. Команда выбрала станции отбора проб вдоль круизного маршрута на основе прогнозной модели Гавайского университета (Surface CUrrents from a Diagnostic model (SCUD)). Эта модель рассчитывает, сколько пластика может присутствовать в конкретной морской акватории.

Некоторые станции были расположены в районах, которые уже были хорошо исследованы, например, в так называемом Большом тихоокеанском мусорном пятне. Специалисты также хотели исследовать зоны в открытом океане, которые почти не были исследованы. Например, они взяли пробы в морском заповеднике к северо-западу от Гавайев, Национальном морском памятнике Папаханаумокуакеа.

Самым удивительным и в то же время самым тревожным результатом исследования является то, что ученые обнаружили такое же большое количество особенно мелкого микропластика в отдаленной морской охраняемой зоне к северо-западу от Гавайев. Согласно расчетам прогнозной модели, пластика в этой области должно было быть значительно меньше.

«Микропластик, скорее всего, распределен по океанам гораздо дальше, чем предполагалось ранее. На самом деле мы обнаружили пластик на всех наших станциях отбора проб. Образцов без пластика не было. Таким образом, мы не можем предполагать, что пластик вызывает проблемы в основном в известных областях накопления — проблема намного больше и фактически влияет на всю экосистему океана», — говорит Янке.

В этом году государства-члены ООН намерены принять юридически обязывающий глобальный Договор о пластике, чтобы остановить загрязнение океана пластиком.

В дополнение к далеко идущему сокращению производства пластмасс за счет отказа от ненужных пластиковых изделий и продвижения систем повторного использования, многие исследователи считают, что химический состав пластиковых изделий необходимо упростить и улучшить. Только так можно обеспечить безопасное повторное использование и более высокий уровень переработки.