Фото: pixabay

В Северном Ледовитом и Северном Атлантическом океанах все чаще выпадают осадки в виде дождя, а не снега.

Арктика известна своими низкими температурами, которые позволяют осадкам выпадать в виде снега. Но по мере того, как температура повышается, этот снег сменяется дождем. Эти изменения могут повлиять на морской лед в Арктике и погодные условия во всем Северном полушарии, сообщает «scitechdaily».

Ученые NASA изучили тенденции осадков над Северным Ледовитым и Северным Атлантическим океанами с 1980 по 2016 год и обнаружили увеличение частоты дождливых дней. Они также обнаружили, что продолжительность ежегодного сезона дождей увеличивается.

Наиболее резкие изменения произошли в Северной Атлантике, где в конце 36-летнего периода исследования дождей выпало в среднем на пять дней больше за десятилетие, чем в начале. В остальной части исследуемого региона — центральной части Северного Ледовитого океана и его периферийных морях — наблюдалось в среднем два дополнительных дождливых дня за десятилетие. Это происходит на фоне того, что температура в Арктике нагревается в четыре раза быстрее, чем на остальной части планеты.

НАСА принимает данные натурных и спутниковых наблюдений, в том числе с помощью атмосферного инфракрасного зонда и использует их для воспроизведения условий, которые произошли по всему миру.
Когда температура выше нуля, облака с большей вероятностью содержат жидкость, которая выпадает в виде дождя, чем лед, который выпадает в виде снега, сказала Линетт Бойсверт, ученый по криосфере в NASA Goddard и ведущий автор исследования.

Когда дождь попадает на заснеженный морской лед, он затемняет поверхность и может усилить таяние, что, в свою очередь, приводит к еще большему потеплению — процессу, известному как петля обратной связи между льдом и альбедо. Снег на поверхности морского льда действует как изоляция, отражая солнечное излучение обратно в космос и сохраняя поверхность прохладной. Дождь разъедает этот снежный буфер.

«Если в солнечные месяцы идет дождь, поверхность будет намного темнее, потому что снег влажный по сравнению со свежим, сухим и толстым снежным покровом. Эта влажная снежная поверхность начнет поглощать больше поступающей солнечной радиации», — сказал Бойсверт. Когда снег тает, он образует пруды на льду, создавая более темную поверхность и поглощая больше солнечной радиации. Это запускает цикл продолжающегося потепления и таяния.

Между тем, водяной пар приводит в движение свою собственную петлю обратной связи. Атмосфера может удерживать больше водяного пара по мере повышения температуры. Как улавливающий тепло парниковый газ, этот водяной пар нагревает поверхность Земли и способствует таянию снега и льда. Это таяние обнажает открытый океан, позволяя происходить испарению, которое высвобождает больше водяного пара в атмосферу.

Петли обратной связи в Арктике влияют и на другие части мира. Изменения в количестве тепла в Арктике могут повлиять на погодные условия на юге.

Ученые отследили петлю обратной связи дождей в Арктике

Большая часть Северной Атлантики показана темно-синим цветом, что указывает на большее увеличение количества дождливых дней в году (между 1980 и 2016 годами) по сравнению со светло-голубыми областями. Баренцево море к северу от Норвегии и Карское море к северу от Сибири также показаны темно-синим цветом.