Экологические итоги недели: В Антарктике площадь льда была минимальной за 45 лет

, 09:03 , Специальный корреспондент

Фото: Олеся Аверьянова, Аргументы недели

Вулкан в Исландии извергся в четвертый раз за 3 месяца. В сонных артериях людей обнаружен опасный нанопластик. Под Новосибирском зафиксировали перенос озона из стратосферы к Земле.

Итак, обо всём подробно.

В Антарктиде сезон 2023-2024 стал третьим по минимальным показателям площади морского льда. Минимум льда за последние 45 лет учёные «ААНИИ» зафиксировали в феврале 2023 года, и он составил - 1,8 млн кв. км. В конце антарктического лета 2022 года также отмечались низкие значения площади – 1,92 млн кв. км. За Антарктический летний сезон этого года в Южном океане вытаяло 14,6 млн кв. км морского льда. Изменение ледового покрова ученые связывают с несколькими факторами, основной — это изменение в Антарктическом Циркумполярном течении или, как его еще называют, течение Западных Ветров. С потеплением климата западные ветра, преобладающие в Антарктиде, усиливаются, что приводит к затоку тёплых вод в дрейфующие льды. Вторая вероятная причина кроется в вулканическом поясе, который располагается вдоль западного побережья материка. Усиление вулканической активности увеличивает скорость таяния льдов.

Вулканическая активность нарастает не только у берегов Антарктиды. В Исландии проснулся вулкан, который спал около 800 лет и на прошлой неделе выбросил лаву четвертый раз за 3 месяца. Метеослужба полуострова Рейкьянес сообщала, что последнее извержение открыло трещину в земле длиной около 3 километров между горами Стора-Скогфелл и Хагафелл. Сотни людей были эвакуированы из термального курорта Голубая лагуна, одной из главных туристических достопримечательностей Исландии. Последнее извержение было самым мощным и часть лавы потекла в направлении защитных барьеров вокруг эвакуированного города Гриндавика.

Современное понимание экологии сильно расширилось за последнее десятилетие и теперь захватывает практически все загрязнения и их влияние на здоровье. Давайте поговорим о пластике. В сонных артериях людей обнаружены бляшки из нанопластика. Ученые из Италии изучили это новое опасное вторжение в артерии и считают, что это увеличивает риск возникновения сердечного приступа, инсульта или смерти. Нанопластик может проникать в важнейшие кровеносные сосуды, обладая способностью блокировать нормальный кровоток в двух сонных артериях, которые снабжают кровью мозг, лицо и шею. Медицина в ближайшем будущем должна научится измерять микро- и нанопластик у населения и предотвращать развитие сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных пластиковым загрязнением. Люди могут вдыхать и проглатывать частицы пластика, а также получать его из пищи.

Под Новосибирском зафиксировали перенос озона из стратосферы к Земле. Редкое явление переноса обнаружено над Караканским бором (100-150 км юго-западнее Новосибирска). Обычно озон присутствует в стратосфере на высотах от 10 до 50 км над поверхностью Земли. Этот феномен привлёк внимание научного сообщества. Дело в том, что присутствие озона в высоких концентрациях отрицательно воздействует на растительность, снижая урожайность по некоторым видам до 50%. Авиазондирование ученые провели в рамках создания Российской системы климатического мониторинга. Ученые считают, что это наблюдение может иметь важные последствия для понимания динамики химического состава атмосферы и ее воздействия на окружающую среду.