«Бесконечные объятия» проливают свет на семейные захоронения бронзового века
Скелетированные останки взрослого и ребенка в Altwies "Op dem Boesch". Фото/©: Фони Ле Брюн-Рикаленс, Национальный институт археологических исследований, Люксембург

Трогательные доисторические захоронения, содержащие останки взрослого и ребенка, положенные в могилу, как будто обнимаясь со смертью, давно очаровывают археологов.

Новое исследование образцов раннего бронзового века из Люксембурга и Великобритании дает представление о семейных отношениях в доисторических сообществах и переходе от коллективного к индивидуальному захоронению в 3-м тысячелетии до нашей эры в Западной Евразии, сообщает «Аrkeonews».

Полученные результаты представляют собой первое генетическое доказательство того, что общины в Северо-Западной Европе хоронили детей вместе с их биологическими матерями и другими близкими биологическими родственниками.

В 2000 году археологи из Люксембурга, работавшие на строительстве шоссе на юге страны в Альтвисе «Оп-дем-Бош», обнаружили могилы, датируемые периодом (2450 – 1800 гг. до н.э.). В одной могиле были найдены скелеты женщины и ребенка, похороненных лицом друг к другу, причем взрослая держала голову мертвого ребенка в руке в последнем жесте материнской любви.

В рамках нового проекта, посвященного предыстории Люксембурга, эта древняя семейная трагедия предоставила группе европейских исследователей возможность ответить на более широкие вопросы о погребальных практиках бронзового века и семейных отношениях в Европе, используя археологию, антропологию и древнюю ДНК.

Это захоронение, обнаруженное в 1887 году, побудило археолога доктора Максима Брами из Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга, одного из ведущих авторов исследования, выяснить, были ли эти две могилы каким-то образом связаны. Каково было особое значение двойного погребения? Умер ли взрослый и ребенок вместе, возможно, насильственной смертью? Были ли эти семьи знакомы друг с другом? Почему погребальные ритуалы были так похожи? Чтобы ответить на эти вопросы, была собрана команда, которая проанализировала и сравнила погребальный инвентарь и скелетные останки из могил в Великобритании и Люксембурге.

Несмотря на раннюю дату раскопок в конце 19-го века, происхождение скелетов было хорошо задокументировано, и кости были в хорошем состоянии. Антрополог доктор Николетта Зедда из Университета Феррары, ведущий автор исследования, смогла изучить останки. Вместе с генетиками из Университета Иоганна Гутенберга в Майнце (JGU) она смогла проанализировать геномы всех четырех скелетов из двух захоронений взрослых и детей.

Анализ ДНК позволил нам узнать больше об общих предках и культуре в Европе раннего бронзового века. Все четыре индивидуума, хотя и разделенные сотнями километров, проследили большую часть своей родословной от степных популяций, мигрировавших из Восточной и Центральной Европы в 3-м тысячелетии до нашей эры.

Возможно, более значимыми были раскрытые интригующие семейные отношения. «Скелеты из Альтвиса принадлежали женщине и мальчику в возрасте около трех лет, и анализ ДНК показал, что они действительно были матерью и сыном», — объяснила доктор Николетта Зедда. «Для Данстейбл Даунс картина выглядит иначе: молодая женщина и девочка около 6 лет, но ДНК показала, что на самом деле они тетя и племянница по отцовской линии».

В континентальной Европе ориентация могил следовала строгим правилам, основанным на половой принадлежности человека. В Альтвисе ориентация могилы соответствовала полу ребенка, мужскому, а не его биологической матери. В Данстейбл-Даунс взрослый и ребенок были родственниками второй степени по отцовской линии, что позволяет предположить, что здесь тетя по отцовской линии, возможно, играла роль замещающего родителя или основного опекуна для ребенка, по крайней мере, в случае смерти. «Данные могут намекать на патрилинейную систему происхождения людей из Западной Евразии», — подтвердил археолог доктор Максим Брами. «И наши результаты показывают, что, по крайней мере, в некоторых общинах раннего бронзового века, расширенные семьи жили и хоронили своих умерших вместе, делая акцент на биологических и родственных отношениях».

Причина смерти и причины совместного захоронения до сих пор неизвестны. Следов насилия на скелетах обнаружено не было. Дальнейшие исследования в рамках проекта выявили более ста совместных захоронений взрослых и детей, подобных описанным здесь, по всей Евразии, датируемых 3-м и 2-м тысячелетием до нашей эры.

«Бесконечные объятия» проливают свет на семейные захоронения бронзового века

Исследователи могли бы предложить множество объяснений совместного захоронения и одновременной смерти, возможно, насилия, инфекций или пандемий, но удивительное сходство между захоронениями в Люксембурге и Великобритании предполагает, что общины, даже, возможно, семьи, в Европе оплакивали своих умерших в соответствии с широко распространенными и тщательно соблюдаемыми формальными ритуалами. «Тело женщины, лежащей, как будто спящей, сжимающей ребенка на руках, пронзительно и эмоционально. Хотя этот мирный образ может быть обманчивым, он все же отражает утраченный смысл, сохраняющийся за тысячи миль и среди многих различных культур», — подчеркнул доктор Максим Брами.