Обнаружена связь между похолоданием в эпоху Римской империи и пандемиями

Обнаружена связь между похолоданием в эпоху Римской империи и пандемиями
Ангел смерти пробивает дверь во время чумы в Риме. Гравюра с картины "Чума в Риме" Жюля Эли Делоне, написанной в 1869 году. Изображение © Welcome Collection

Группа геологов, ученых Земли и ученых-экологов, связанных с несколькими учреждениями в Германии, США и Нидерландах, обнаружила связь между похолоданием и пандемиями во времена Римской империи, сообщает «phys.org».

Группа изучила образцы керна, взятые с морского дна в заливе Таранто, и сравнила их с историческими записями.

Исследователи узнают о климатических условиях в далеком прошлом, анализируя осадочные породы, образовавшиеся из речных отложений.

Например, крошечные организмы, чувствительные к температуре, реагируют на теплые температуры иначе, чем на холодные, и часто оказываются в таких отложениях. Таким образом, изучение органических остатков в слоях осадочных пород может выявить детали температур в течение определенного периода времени.

Ученые взяли образцы керна из залива Таранто — залива, который придает Италии форму сапога. Образцы керна с места бурения раскрывают подробности истории этого района, начиная со времен Римской империи.

Группа смогла изучить плотность популяции динофлагеллятов, крошечных существ, которые более многочисленны в холодную погоду.

Отметив такие уровни плотности и датируя их с помощью другого материала в тех же слоях осадочных пород, команда смогла точно определить похолодание в период с 200 г. до н.э. по 600 г. н.э., который совпал с последними годами Римской империи.

Исследовательская группа создала временную шкалу, показывающую, когда происходили резкие похолодания, и добавила известные пандемии в ту же временную шкалу, обнаружив, что многие из них перекликаются или совпадают.

Исследователи предполагают, что резкое похолодание могло привести к ослаблению иммунной системы непосредственно из-за холода или из-за того, что люди в этом районе меньше ели, когда урожай не рос. Также возможно, что болезни могли распространяться легче, поскольку люди селились близко друг к другу.