> Тайны Келлской книги про близоруких монахов, изучающих волшебные грибы - Аргументы Недели

//Общество Природа 13+

Тайны Келлской книги про близоруких монахов, изучающих волшебные грибы

23 января 2024, 15:47 [ «Аргументы Недели» ]

Деталь из Келлской книги, фолио 291v. Предоставлено Дублинским Тринити-колледжем

Келлская книга - иллюстрированная копия четырех Евангелий Нового Завета конца восьмого века, традиционно связанная с дочерними монастырями Иона на Внутренних Гебридских островах в Шотландии и Келлс в графстве Мит, Ирландия, сообщает «The Conversation».

Один из простых способов объяснить важность этой книги - сравнить так называемую страницу Хи-Ро в Келлсе, посвященную первому упоминанию имени Христа в Евангелиях, увеличив первые две буквы его имени в греческом алфавите, χ (Хи) и ρ (Ро), с аналогичной страницей в любом другом современном манускрипте Ирландской церкви.

Нередко ответом на страницу Келлской книги будет: «Монахи, изучающие грибы!»

Существует долгая история искусства, обогащенного веществами, особенно в связи с некоторыми великими деятелями запада 20 века - Пикассо, Сальвадором Дали и Жан–Мишелем Баскиа - и, конечно, с целым контркультурным движением конца 1960–х, связанным с ЛСД. Но это не то, что обычно ассоциируется у нас с монахами восьмого века.

Страницы Келлской книги, безусловно, содержат некоторые элементы, которые использовались для выявления употребления наркотиков в современном искусстве.

У фигур Матфея и Иоанна, представляющих свои Евангелия, жутковато отсутствующие взгляды. Буквы сформированы из искаженных людей, птиц и зверей, их тела и конечности вытянуты и перепутаны, создавая явно сюрреалистические переходы к важным евангельским текстам. На одной из панелей на странице, открывающей Евангелие от Луки, изображено вакхическое сборище исключительно мужчин.

Хотя цвета рукописи выцвели за 1200 лет использования, они все еще сохраняют часть своей первоначальной психоделической интенсивности. Желтые и пурпурные тона практически вибрируют на странице. Разнообразие и многослойность цветов не встречаются ни в одном из сохранившихся современных манускриптов северо-западной Европы.

Научные исследования происхождения пигментов, проведенные отделом сохранения библиотеки Тринити-колледжа Дублина, выявили некоторые алхимические элементы, задействованные в их создании.

Насыщенные желтые тона были созданы с использованием ядовитого сульфида мышьяка, красные - токсичного свинцового красителя, а пурпурные - из лишайника, фиолетовый цвет извлекается с помощью аммиака, традиционно получаемого из мочи.

Мы знаем, что современные мастера по металлу использовали ртутное золочение – технику, которая могла привести к неврологическим проблемам из-за вдыхания паров ртути. Могли ли писцы тоже подвергаться побочным эффектам от инструментов своего ремесла?

Против этого аргумента выступают некоторые другие секреты, которые Келлская книга раскрыла при изучении под микроскопом.

В основе некоторых из самых сложных - и психоделических – страниц лежат крошечные сетки из булавочных уколов, используемые в качестве тщательно подготовленного руководства для обеспечения идеальной симметрии в своей работе. В то время как на макроуровне искусство Келлской книги кажется буйным и неконтролируемым, на микроуровне это наглядный урок чистой симметрии, часто в мельчайших масштабах.

Например, на панели размером всего 80 х 45 мм изображены три льва, четыре человека, четыре змеи и 13 птиц. Хотя все они смягчены и заключены в плотную сеть конечностей, тел, крыльев и голов, анатомия каждого из них завершена, и симметрия тел сохраняется повсюду. Точность планирования и контроля дизайна не наводит на мысль о писце, находящемся под воздействием психоделических препаратов.

Только после оцифровки рукописи большинство из нас смогли должным образом оценить этот аспект мастерства Келлской книги, поскольку большая часть этих деталей почти невидима невооруженным глазом.

Искусственные линзы - это изобретение конца 13 века, поэтому, помимо возможного использования увеличительных свойств горного хрусталя (для чего нет прямых доказательств), возникает вопрос, была ли способность писцов видеть и работать в таком мелком масштабе улучшена другими средствами.

Хотя от позднего средневековья в Ирландии сохранилось более 400 медицинских текстов, относительно немногие относятся к периоду, когда была составлена Келлская книга. Однако мы точно знаем, что во многих монастырях были врачи.

Действительно, в "Житии святого Колумбы", написанном на Ионе примерно за 100 лет до того, как там была составлена Келлская книга, описывается человек, пришедший в монастырь за лекарствами. К сожалению, однако, конкретных упоминаний о “лекарствах” от глазных болезней или для улучшения близорукости не поступало. Это за исключением святого Манчана “мудрого” из Леманагана, графство Оффали, чья агиография (книги, написанные по житиям святых) описывает, как его выпуклые глаза были вылечены контактом с телом святого Молуа.

Книга Келлса 360" в Book of Kells Experience, Тринити-колледж Дублина. Стю Мюррей

Предполагая, что это конкретное лекарство является апокрифическим, тайна усиленной близорукости и уверенных рук переписчиков Келлской книги остается неразгаданной, если, конечно, не принять сторону одного комментатора 12 века, заявившего, что такая запутанность могла быть только результатом “работы ангелов”.

ША


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте