Царица Кубаба: 4500 лет назад женщина управляла крупнейшей из цивилизаций
28 декабря 2023, 17:21 [ «Аргументы Недели» ]
Можно ли сказать, кто был первой королевой в истории? Учитывая размеры и разнообразие человеческой цивилизации, возможно, ответ на этот вопрос до сих пор неизвестен. Однако, согласно истории, которая задокументирована и известна всем людям, царица Кубаба была первой женщиной, правившей древней шумерской династией, сообщает «Аrkeonews».
Очень немногие женщины когда-либо приходили к власти в королевствах и империях, созданных на Ближнем Востоке, в Азии и Европе. Эти женщины часто сначала получали доступ к своей власти через мужчин (отцов, мужей, братьев и сыновей).
Но шумерская царица Кубаба была истинным монархом — царицей-цариц, которая правила по своему праву, а не была просто женой монарха. В «Списке королей» она упоминается как Лугаль (король), а не как Эреш (королева-консорт). Она единственная женщина, носящая это звание.
Распространенным местом действия историй о сильных женщинах в древности является Египет, страна фараонов Себекнеферу, Хатшепсут и Клеопатры. Однако Кубаба, вероятно, около 2400 г. до н.э., взошла на шумерский трон задолго до них.
В письменной истории, которая известна во всем мире, Кубаба была первой женщиной-правительницей, правившей древней шумерской династией в течение ста лет. Множество монархов появляются в списке шумерских царей, но есть только одна дама по имени: Кубаба, или Куг-Бау. Она была единственной женщиной – единственной царицей-правительницей, которая, как известно, обладала божественным правлением.
Согласно шумерскому списку царей, Кубаба является единственной женщиной-правительницей, которая правила в течение 100 лет в ранние дни третьей династии Киша в 2500–2330 гг. до н.э., древнего города-государства Шумера, Месопотамия.
В «Списке царей» Кубаба впервые упоминается как «женщина-хозяйка таверны». Как она прошла путь от управляющей баром/гостиницей до управления городом? Мы не можем быть уверены в этом, но женщины-хозяйки таверн были важными фигурами в шумерской мифологии и повседневной жизни. Возможно, это связано с огромным значением пива в шумерской культуре. Женщины часто управляли тавернами, занимая, пожалуй, одну из немногих независимых женских должностей во власти в древнем Шумере.
Сидури, владелец таверны, управляющий гостиницей в Подземном мире, является важным персонажем в эпосе о Гильгамеше. Она, должно быть, какая-то бессмертная, чтобы жить там, где живет, и она дает Гильгамешу мудрый совет, например: «Кто из смертных может жить вечно?» «Жизнь человека коротка... Пусть будет наслаждение и танцы». Таким образом, даже в древности женщина-хозяйка таверны рассматривалась как проводник по опасным тропам и фигура, достойная почитания в том, что, вероятно, было очень важным эпосом.
После Кубабы трон был перенесен в Акшак. Киш снова получил известность благодаря сыну Кубабы, Пузер-Суэну, и внуку, Ур-Забабе, которые служили четвертыми и последними двумя правителями города.
В своей книге «Гендер и старение в Месопотамии: эпос о Гильгамеше и другая древняя литература» Ривка Харрис расплывчато утверждает, что Кубаба «захватила» трон.
Ирак. Киш. (Тель-Ухаймир). Руины Киша во время раскопок. Фото: Commons
Согласно тексту, Кубаба кормит рыбака и уговаривает его предложить свой улов Эсагиле. Благосклонность Мардука в ответ не вызывает удивления: «Да будет так», — сказал бог, и с этими словами он «доверил Кубабе, трактирщику, верховную власть над всем миром». Все верно — ее расходы на кампанию по мировому господству составили буханку хлеба и немного воды. Так совпало, что хлеб и вода (ингредиенты шумерского пива) также были основой ее домонархической жизни.
Похоже, что божественные коннотации со временем стали более заметными, и человеческая Кубаба постепенно исчезла из памяти. Считается, что ей поклонялись как хранительнице сирийского города Кархемиш в хеттскую эпоху в следующем тысячелетии. Однако связь между исторической фигурой и божеством не очевидна.