В борьбе с малярийными комарами достаточно добавить мыло

В борьбе с малярийными комарами достаточно добавить мыло
Фото: pixabay

Может ли решение многолетней борьбы с малярией быть таким же простым, как мыло? В новом исследовании, ученые из Техасского университета в Эль-Пасо привели убедительные доводы в пользу этого.

Команда обнаружила, что добавление небольших количеств жидкого мыла к некоторым классам инсектицидов может повысить их эффективность более чем в 10 раз, сообщает «phys.org».

Это открытие является многообещающей новостью, поскольку малярийные комары демонстрируют растущую устойчивость к современным инсектицидам.

Как лабораторные, так и полевые испытания показали, что неоникотиноиды, особый класс инсектицидов, являются многообещающей альтернативой целевым группам населения, демонстрирующим устойчивость к существующим инсектицидам.
Неоникотиноиды, однако, не убивают некоторые виды комаров, если их эффективность не повышена. В данном случае, по словам авторов, мыло является стимулирующим веществом.

Малярия – это разрушительная болезнь, переносимая комарами, которая широко распространена в странах Африки к югу от Сахары, Азии и Латинской Америки и вызывает лихорадку, усталость, головные боли и озноб. Заболевание может привести к летальному исходу. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, в 2020 году во всем мире было зарегистрировано 241 миллион случаев заболевания малярией, в результате которых 627 000 человек умерли.

Команда выбрала три недорогих мыла на основе льняного масла, которые широко распространены в странах Африки к югу от Сахары — Maître Savon de Marseille, Carolin Savon Noir и La Perdrix Savon — и добавили их к четырем различным неоникотиноидам: ацетамиприду, клотианидину, имидаклоприду и тиаметоксаму.

Догадка оправдалась. Во всех случаях инсектициды резко усиливали воздействие. Все три марки мыла увеличивают смертность комаров от 30 до 100 процентов по сравнению с тем, когда инсектициды использовались сами по себе.

«Мы хотели бы создать рецептуру мыла-инсектицида, которую можно было бы использовать в помещениях в Африке и которая была бы полезна для пользователей», — сообщили исследователи. «Неизвестно, будет ли такая формула прилипать к таким материалам, как москитные сетки, но задача является многообещающей и очень захватывающей».