В этом месяце делегации со всего мира отправятся на конференцию в Дубай, чтобы обсудить международные договоры, касающиеся радиочастот, спутниковой координации и других сложных технических вопросов. К ним относится проблема часов, сообщает «nytime».
В течение 50 лет международное сообщество тщательно и ненадежно балансировало между двумя различными способами отсчета времени. Один из методов, основанный на вращении Земли, так же стар, как и сам человеческий хронометраж, древний и основанный на здравом смысле факт, основанный на положении солнца и звезд. Другой, более точный метод извлекает постоянную, надежную частоту из изменяющегося состояния атомов цезия и обеспечивает необходимую регулярность для цифровых устройств, которые доминируют в нашей жизни.
Но трудно точно предсказать, когда потребуется високосная секунда, и это создает все большую головную боль для технологических компаний, стран и хронометристов всего мира.
Проблемы начались в начале 1970-х годов, с введением атомного времени. До этого мир в значительной степени полагался на астрономическое время. Это казалось логичным: солнце взошло, и наступил день, затем оно зашло, наступила ночь и так далее, хотя были небольшие отклонения, вызванные замедлением вращения Земли и другими природными силами. Эти изменения остались в значительной степени незамеченными людьми.
Компьютеры требуют точного, фиксированного хронометража, чтобы их команды оставались упорядоченными. После введения атомного времени оно стало важным для растущего числа функций, таких как посадка самолетов и расчет времени для торговли акциями, не без растущего числа проблем по мере того, как общество становилось все более механизированным.
«Цезиевые часы стали очень распространенным явлением, и сразу же возникла проблема», — сказал доктор Джуда Левин, руководитель проекта сетевой синхронизации в отделе времени и частоты в Национальном институте стандартов и технологий в Боулдере, штат Колорадо. «Астрономические часы и цезиевые часы начали отдаляться друг от друга».
Введение високосной секунды в 1972 году кодифицировало, что секунда будет вводиться каждый раз, когда два часа расходятся более чем на 0,9 секунды. Это преследовало, по крайней мере, три цели: сохранить связь времени с миром природы и традицией астрономии; в соответствии с цифровыми технологиями; а также для согласования и синхронизации двух часов. За последние 50 лет високосная секунда использовалась 27 раз.
На рубеже веков возникла еще одна проблема, вызванная новой группой заинтересованных сторон: крупными технологическими компаниями. Такие компании, как Google, Amazon и Facebook (запрещен в России), разработали свои собственные методы согласования астрономического и атомного времени, по сути, минуя високосную секунду.
Одним из самых яростных противников введение атомного времени на протяжении многих лет было британское правительство, которое контролировало среднее время по Гринвичу (то, что сейчас называется Всемирным координированным временем), астрономические часы, которые определяются путем усреднения положения Солнца в течение года.
За последнее десятилетие растущие проблемы, связанные с внедрением високосной секунды, вызвали желание изменить существующую систему. Кардинальные изменения произошли в ноябре прошлого года, когда государства-члены Международного бюро мер и весов заявили, что готовы изучить альтернативы високосной секунде. Предложение не было принято, но была заложена основа для рассмотрения вариантов, таких как отмена високосной секунды или ослабление связи между астрономическим и атомным временем.
Были и те, кто возражал, например русские, которые выступали за сохранение високосной секунды. Предполагается, что российская спутниковая система ГЛОНАСС построена с учетом високосных секунд, и что изменение текущей методологии хронометража может иметь последствия.
Повестка дня, которая начнется 20 ноября в Дубае, призывает к обсуждению високосной секунды, но американские ученые, изучающие время, не настроены оптимистично по поводу того, что этот разговор приведет к результату. Любое предлагаемое изменение потребует консенсуса между всеми участвующими странами, включая Англию и Россию.