Пирамида, которую археологи из Карагандинского университета раскапывали в течение четырех сезонов, расположена на вершине холма с видом на реку Талды в Шетском районе Караганды в Казахстане.
Пирамида, относится к скифо-сакскому периоду и датируется возрастом ~3400 лет, сообщает «Аrkeonews».
Археологи установили, что мавзолей Караджарташ принадлежит правителю периода Бегазы Дандибая, который был последней фазой андроновского периода.
Согласно результатам анализа углерода-14, проведенного на находках, структура пирамиды была датирована между 14-м и 12-м веками до Рождества Христова (до нашей эры).
Наличие нескольких пирамидальных ступенчатых мавзолеев, обнаруженных в регионе, показывает, что долина реки Талды, расположенная в степях Сари-Арка, использовалась андроновскими общинами в бронзовом веке как долина царей, где были похоронены их великие вожди, как долина Нила в Египте.
Доктор Айбар Кассенали сказал: «Глядя на ограненные камни, найденные в пирамиде, размер мавзолея и тот факт, что такое огромное сооружение было построено в бронзовом веке в очень засушливом регионе, таком как степь, является признаком высокого понимания искусства и богатых духовных верований, которых достигли общины Бегази Дандибай».
В древних исторических источниках есть сведения о пирамидальных усыпальницах, относящихся к скифо-сакским и ранним периодам общин Бегазы Дандибай. Ступенчатые пирамидальные монументальные гробницы, обнаруженные в Караджартасе, могут быть ранними версиями погребальных сооружений скифского периода, упоминаемых в исторических записях.
Раскопки в регионе также обнаружили протогородское поселение, также принадлежащее общине Бегазы Дандибай.
Исследователи считают, что общины Бегазы Дандибай демонстрируют тесную связь с прототюркской культурой, которая происходит от карасукской культуры Южной Сибири. Как проявление традиционной турецкой религиозной веры, коридоры, ведущие к погребальной камере, особенно в мавзолеях фазы Бегазы Дандибай, всегда открываются в сторону восхода солнца.
Керамические сосуды круглой формы, найденные в могилах этого периода, символизируют культурную преемственность в степной среде. Они представляют собой ритуальные сосуды скифо-сакского периода, а в более поздние периоды превратились в архаичные версии традиционных котлов, часто встречающиеся у тюркских племен со времен азиатских гуннов.
Известно, что среди символов тюркской рунической письменности периода Гёктюрк есть много пиктограмм тамг, связанных с этапами Андроново и Бегазы Дандибай.
Кроме того, геометрические украшения и тамговые знаки (тамга или тамга — абстрактная печать или штамп, использовавшиеся евразийскими кочевниками и культурами, находившимися под их влиянием), найденные в погребениях, присутствуют в искусстве средневековых тюркских племен, что указывает на этнографическую и историческую преемственность.