Аргументы Недели → Общество  → Природа 13+

Выставка в Музее Гетти демонстрирует египетскую Книгу Мертвых

, 16:04

Выставка в Музее Гетти демонстрирует египетскую Книгу Мертвых
Фото: nytimes

В середине 19-го века британский антиквар по имени сэр Томас Филлипс объявил о своем намерении владеть одним экземпляром каждой книги в мире. Мистер Филлипс, сварливый баронет, без разбора покупал рукописи у книготорговцев, сообщает «nytimes».

Вскоре в его обветшалом особняке в Котсуолдсе едва нашлось место для его второй жены Элизабет, которая в конце концов переехала в пансион в Торки, английском рабочем морском курорте. К моменту смерти Филлипса в 1872 году он собрал беспрецедентную коллекцию из 60 000 документов и 50 000 печатных книг.

Его потомки продавали с аукциона его частную библиотеку по крупицам, и к концу 1970-х годов его коллекция из 19 древних фрагментов погребальных свитков, каждый из которых является частью того, что сегодня известно как Египетская книга мертвых, была приобретена нью-йоркским книготорговцем Гансом. Краусом.

В 1983 году вместе со своей женой Ханни Краус пожертвовал участок музею Пола Гетти в Лос-Анджелесе. В течение последних четырех десятилетий письмена, которые охватывают период примерно с 1450 г. до н.э. по 100 г. до н.э., хранились в хранилище, хрупкие и легко повреждаемые светом.

1 ноября на выставке в музее Гетти впервые будут представлены публике семь наиболее представительных работ.

Стандартный компонент египетских элитных захоронений, Книга мертвых была не книгой в современном смысле этого слова, а сборником из примерно 200 ритуальных заклинаний и молитв, с инструкциями о том, как дух умершего должен читать их в загробной жизни. Сара Коул, куратор выставки Гетти, назвала заклинания своего рода сверхъестественной «туристической страховкой», призванной расширить возможности и защитить усопших в долгом, извилистом путешествии по загробной жизни.

В отличие от сегодняшних страховых полисов, не было двух одинаковых копий.

Несмотря на название книги, именно жизнь, а не загробная жизнь, занимала древних египтян, которые жили в среднем 35 лет. «Твое счастье весит счастливее, чем будущая жизнь», — гласит одна надпись периода Нового царства, который длился с 1550 г. до н.э. по 1069 г. до н.э.

Действительно, первоначальное название текста переводится как «Книга выхода днем». В 1842 году немецкий ученый Карл Рихард Лепсиус опубликовал перевод рукописи и придумал название «Книга мертвых» (das Todtenbuch), которое отражало давние фантазии о природе и характере египетской цивилизации. Система нумерации, которую он использовал для идентификации различных заклинаний, используется до сих пор и занимает видное место на выставочных панелях Музея Гетти.

Составленная и усовершенствованная на протяжении тысячелетий, начиная примерно с 1550 г. до н.э., «Книга мертвых» представляла собой своего рода визуальную карту, которая позволяла только что развоплощенной душе перемещаться по дуату, похожему на лабиринт преисподней, состоящему из пещер, холмов и горящих озер. Каждое заклинание предназначалось для определенной ситуации, с которой мертвые могли столкнуться на своем пути. Например, Заклинание 33 использовалось для отпугивания змей, которые имели тревожный привкус «кости гнилой кошки».

Без правильных заклинаний вы можете быть обезглавлены (Заклинание 43), помещены на убойный блок (Заклинание 50) или, возможно, самое унизительное из всех, перевернуты вверх ногами (Заклинание 51), что обратит вспять ваши пищеварительные функции и заставит вас потреблять свои собственные отходы (Заклинания 52 и 53).

В адском пейзаже, усеянном минами-ловушками и населенном одними из самых страшных фантазий древности, магия имела значение. Среди более жутких иллюстраций, выставленных в музее Гетти, есть изображения богов (шакалоголовый Анубис, сокологоловый Гор) и чудовищ (Аммит Пожиратель, крокодилоголовый гибрид льва и бегемота).
«Причина, по которой эти существа ужасают, заключается не в том, чтобы напугать души, пытающиеся получить доступ к этим местам, а в том, чтобы не допустить туда тех, кому там не место», — сказал доктор Скалф. «Войти в мир богов — вещь очень ограниченная».

Предполагаемым пунктом назначения было царство богов и безопасная гавань вечного рая, поле мягко колышущихся тростников, напоминающее идеализированную версию Египта, оставленного умершим. В пышном ландшафте были полевые рабочие, которые помогали каждому прибывшему сеять, пахать и собирать зерно, которое обеспечивало пропитание богов.

Достигнув божественности, умерший присоединялся к богу солнца Ра, когда тот путешествовал по небу в солнечной лодке. На закате они пересекли границу на Западе и слились с Осирисом, богом преисподней, и обрели регенеративные силы. Ближе к рассвету Ра должен был сразиться с гигантским змеем Апопом, повелителем хаоса, и выйти победителем на Востоке, чтобы завершить бесконечный цикл обновления и возрождения.

Люди с высоким статусом заказывали мастерскую писцов для создания индивидуальной подборки заклинаний, в которых упоминались бы их имена.

Два из четырех папирусных свитков, представленных на выставке Гетти, принадлежали женщинам по имени Асет и Анхесенасет, обе из которых были жрицами и ритуальными «певцами Амона» в храме бога в Карнакском комплексе в Фивах.

Самый старый свиток папируса в коллекции Гетти принадлежал женщине по имени Вебеннес и включает в себя Заклинание 149, в котором умерший встречает 14 курганов в преисподней, каждый из которых имеет своих обитателей. «Заклинания были начертаны почти на каждом доступном месте в захоронениях. Некоторые из них были нарисованы на внутренней и внешней стороне саркофагов, другие были отпечатаны на саванах, статуэтках, амулетах и «магических кирпичах», встроенных в стены гробниц.

Когда-то часть более длинного текстиля, нанесенного на трупы двух мужчин по имени Петосирис, обертки были сорваны в 19 веке и проданы по частям. Сами тела, возможно, были измельчены в порошок и проданы в качестве красящего пигмента (коричневый цвет мумии) или лекарства (мумия, порошок, который можно найти на прилавках аптек по всей Европе).

Кульминационным моментом выставки является папирусное изображение Зала Суда, сделанное для Пашерашахета, «привратника», который служил богу луны Хонсу в Карнаке. Деталь виньетки показывает эпизод из Заклинания 125, в котором умерший предстает перед Осирисом и трибуналом богов, в то время как его сердце, которое, как считается, является местом сосредоточения интеллекта, взвешивается Анубисом, хранителем царства мертвых.

На одной чаше весов находится сердце; с другой — перо богини Маат, воплощения истины и справедливости. Если сердце Пашерашахета сравняется с весом пера, он будет допущен в мир иной. Если его сердце слишком тяжело, то есть его грехи перевешивают его добрые дела, скорчившийся с открытым ртом Аммит Пожиратель поглотит его и обречет на вторую, и вечную, смерть.

В сопроводительных иероглифах Тот, бог письменности с головой ибиса, объявляет результат: «Его сердце в безопасности на весах без каких-либо изъянов».

Пашерашахет выдержал испытание. Пришло время присоединиться к Ре и подняться на борт солнечной лодки.

Для этого тоже есть заклинание.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram