Ученые выяснили, почему сотни слонов упали замертво

Ученые выяснили, почему сотни слонов упали замертво
Туша одного из 350 слонов, которые были найдены мертвыми в дельте реки Окаванго на севере Ботсваны в период с мая по июнь 2020 года. Фото: Reuters

В 2020 году 350 слонов таинственным образом погибли в Ботсване, а еще 35 умерли при аналогичных обстоятельствах в Зимбабве. Теперь ученые считают, что они, возможно, нашли причину, почему. Пострадали слоны всех возрастов и обоих полов, многие из них ходили кругами, прежде чем внезапно умереть, рухнув на голову, сообщает «theguardia».

В то время смерть в Ботсване была приписана неопределенному цианобактериальному токсину, заявили правительственные чиновники, и никаких дополнительных подробностей опубликовано не было.

Но тесты на слонах, которые погибли в Зимбабве, наконец-то показали, что причиной была малоизвестная бактерия под названием Pasteurella Bisgaard taxon 45, которая привела к септицемии, или заражению крови.

«Это представляет собой важную проблему сохранения слонов в самой большой оставшейся метапопуляции этого исчезающего вида», — пишут исследователи.

Популяция африканских саванных слонов сокращается на 8% в год, в основном из-за браконьерства, при этом в дикой природе осталось 350 000 особей. В документе предлагается добавить инфекционные заболевания в список проблем, с которыми они сталкиваются.

Бактерии Pasteurella ранее связывали с внезапной гибелью около 200 000 сайгаков в Казахстане – инцидент, который, по мнению исследователей, может пролить свет на то, что случилось со стадами слонов. Ученые считают, что бактерии Pasteurella, как правило, безвредно живут в миндалинах некоторых, если не всех, антилоп. Однако необычное повышение температуры до 37 °C привело к тому, что бактерии попали в кровоток, где вызвали септицемию.

Таксон Бисгаарда 45 ранее был обнаружен у тигров и львов (обнаруженных при тестировании раны от укуса у человека), а также бурундуков и пситтацинов.

Среди других вещей, которые проверили эксперты, был цианид, который некоторые люди используют для отравления слонов, но никаких следов каких-либо ядов не было обнаружено ни в тушах, ни рядом с водопоями. Другие теории включали попадание токсинов из цветения водорослей. Браконьерство было немедленно исключено, потому что к тушам все еще были прикреплены бивни.

«Сначала мы подозревали, что это может быть сибирская язва, которая, как известно, встречается в этом районе; или, возможно, какое-то другое заболевание, которое может представлять опасность для здоровья человека. Поэтому мы должны были быть осторожны при проведении патологоанатомических исследований слонов, что само по себе является сложной задачей для такого крупного животного, особенно в полевых условиях».

Ученым не удалось посетить место в соседней Ботсване, и большинство официальных образцов были взяты у животных, которые уже начали гнить. В документе говорится, что результаты заражения крови «могут представлять собой продолжающееся явление в этом регионе», поскольку предыдущие случаи были пропущены из-за отсутствия тестирования.