Аргументы Недели → Общество  → Природа 18+

Для чего людям нужна «бездна отчаяния» для подопытных животных

, 14:25 , Специальный корреспондент

Для чего людям нужна «бездна отчаяния» для подопытных животных
Детеныш макаки-резуса в одном из изоляторов Харлоу. Фотография была сделана, когда дверь камеры была поднята в первый раз после шести месяцев полной изоляции.

Практика проведения опытов над животными стара как мир. Ежегодно от 50 до 100 миллионов особей истязает и убивает человек ради благородных научных целей. Этим занимаются многочисленные университеты, исследовательские лаборатории, медицинские школы, фармацевтические компании, специальные фермы, военные организации и другие учреждения.

Но, один эксперимент всё же привлёк моё внимание, потому что у него не было благородной научной цели, во имя спасения человечества от болезней или ради других задач. Его провела в Университете Висконсина в 1970-е годы исследовательская группа студентов, возглавляемая психологом Гарри Харлоу. По его заявке цель исследования состояла в том, чтобы создать животную модель клинической депрессии человека. Харлоу для достижения той же цели, мог бы обратиться к пенитенциарной системе США, которая постоянно проводит такие же процедуры над людьми, как та, что Харлоу сделал с невинными животными.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Исследователи соорудили несколько вертикальных камер с решетчатым полом ниже которого была устроена канализация. Также одна стена была исполнена из одностороннего зеркала, чтобы они могли видеть животное, а оно их – нет. Кроме того, в камере был ящик для еды и поилка. Харлоу помещал детенышей обезьян в камеру в одиночестве на срок до шести недель. И наблюдал за их поведением. Уже через несколько дней проведённые взаперти и в полном одиночестве животные испытывали страшнейший стресс, выходящий за пределы обычного отчаяния. Они забивались, скорчившись, в угол камеры головой упирались в стену и практически не двигались. По окончании эксперимента у обезьян обнаружили психоз и большинство из них в дальнейшем не выздоровели.

Харлоу выбрал для первых экспериментов здоровых подвижных весёлых детёнышей обезьян и помещал их в ящики через короткий срок после рождения. Четыре из них были оставлены на 30 дней, четыре – на полгода, а четыре – на год. Из тех, что были посажены в ящики на 30 дней, все через непродолжительное время перестали играть, затем – прекратили двигаться. Двое из детёнышей отказались от еды и умерли. А другие двое стали чрезвычайно неуравновешенными.

Обезьяны, пережившие год в изоляции, в обществе сородичей отказывались от общения и сексуальных контактов и подвергались жестоким издевательствам со стороны других животных. Харлоу пошёл дальше в своих исследованиях. Самок, переживших изоляцию, он фиксировал в позе для секса с помощью им же придуманной конструкции, которую назвал «стойкой для изнасилования», чтобы нормальные самцы могли с ней совокупляться. Всё делалось ради получения потомства. Выяснилось, что эти самки не проявляли материнских инстинктов к своим детёнышам, попросту не обращали на них внимания. Были и такие, что обращались с ними очень жестоко. В своём дневнике Харлоу написал: «Даже в наших самых коварных мечтах мы не могли бы создать суррогатную мать, столь же злобную, какой были эти настоящие матери-обезьяны». Одна из таких самок в порыве гнева отгрызла своему детёнышу ноги.

БЕЗДНА ОТЧАЯНИЯ

Сам Харлоу называл изобретённую им камеру - «ямой отчаяния», «колодцем отчаяния», «темницей отчаяния» или «колодцем одиночества». Позже он рассказал: «Большинство испытуемых, как правило, принимают сгорбленную позу в углу нижней части аппарата. На этом этапе можно предположить, что они считают свое положение безнадежным». А ведь в эксперименте участвовали трёхмесячные малыши, которые познали и материнскую любовь и радость общения со сверстниками и взрослыми обезьянами.

Участник исследовательской команды Харлоу - Стивен Суоми, писавший диссертацию на основе результатов эксперимента, признавал, что даже самые счастливые обезьяны выходили из камеры окончательно психически подавленными. Он пришел к выводу, что после пребывания в «колодце отчаяния», даже счастливое, нормальное детство не является защитой от депрессии.

Аспирант учившийся в команде Харлоу, сотрудник Вашингтонского университета в Сиэтле Джин Сэкетт, самостоятельно проводивший аналогичный эксперимент, как-то признал, что именно после таких исследований в США зародилось движение в защиту животных. Еще один из учеников Харлоу, Уильям Мейсон также участвовавших в этих экспериментах говорил: «Харлоу довел дело до такой степени, что любой, кто уважает жизнь или людей, сочтет это оскорбительным».
Известно, что многие крупные исследования, которые привели к Нобелевским премиям, использовали подопытных животных, включая разработку пенициллина (мыши), трансплантацию органов (собаки), создание вакцины для лечения полиомиелита (мыши, обезьяны).

ВЕЛИКА ЛИ ЦЕЛЬ

Моральная основа позиции сторонников экспериментов над животными была сформулирована в Палате лордов Великобритании в 2001-2002 годах: «Институт морали, общества и права основан на вере в то, что человеческие существа уникальны среди животных» и, следовательно, имеют моральное право использовать их, как угодно, в своих собственных целях. Но как быть с тем, что все млекопитающие имеют схожие с человеком болевые рецепторы и организацию центральной нервной системы, способны на эмоции и чувствуют физическую боль, и страдают не меньше, чем люди.

Самые ранние упоминания об испытаниях на животных встречаются в трудах греков в III и IV веках до н.э., причем Аристотель (384-322 гг. до н.э.) и Эразистрат (304-258 гг. до н.э.) были одними из первых, кто проводил эксперименты на живых тварях (Cohen and Loew 1984). В 1796 году Эдвард Дженнер извлекал гной из коров, специально зараженных оспой, чтобы сделать Джеймсу Фиппсу прививку. В 1890-х годах Иван Павлов, как известно, использовал собак для описания условных и безусловных инстинктов. 3 ноября 1957 года русская собака по кличке Лайка стала первой из многих животных, побывавших на орбите Земли, а в 1996 году на свет появилась овечка Долли, первое млекопитающее, клонированное из взрослой клетки.

По оценкам Британского союза за отмену экспериментов над животными (BUAV), ежегодно во всем мире в 2004 году подопытными стали 100 млн особей, из них 10 млн –11 млн в Европейском союзе и 1 101 958 в Соединенных Штатах. Наффилдский совет по биоэтике сообщает, что «число животных, ежегодно используемых в исследованиях по всему миру, составляет от 50 до 100 миллионов». Животные, выведенные для исследований, а затем убитые в качестве излишков невостребованных в экспериментах или используемые в целях разведения, не включены в эти цифры.

Более половины экспериментов в Великобритании — 1 710 760 — были проведены без анестезии; 880 897 экспериментов было проведено в связи с чистыми исследованиями; 114 081 — токсикологические тесты, 982 640 — для разведения, а большинство остальных — для прикладных исследований в медицине, ветеринарии или стоматологии. 9 035 из них были связаны с преднамеренным причинением животным «психологического стресса».

Цифры показывают, что большинство животных используется только в одной процедуре: животные либо умирают из-за эксперимента, либо их убивают и в последствии препарируют.

Индустрия испытаний на животных — это многомиллионный концерн. Сторонники использования подопытных зверушек могут утверждать, что их интересы научны, но они так же часто являются коммерческими. Даже в медицинских и некоммерческих исследованиях тесты часто проводятся только для подготовки научных статей с целью получения степени доктора философии, академической должности или большего финансирования, а не потому, что исследование полезно.

Страдания животных чрезмерны по сравнению с теми благами, которые могут быть получены. Испытательные центры на животных не регулируются и не проверяются должным образом, а несколько тайных расследований, проведенных группами активистов, выявили доказательства жестокого обращения с братьями нашими меньшими.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram