Ученые обнаружили призрак древней мегаплиты, исчезнувшей 20 миллионов лет назад

Ученые обнаружили призрак древней мегаплиты, исчезнувшей 20 миллионов лет назад
Понтийская плита, которая исчезла около 20 миллионов лет назад и была вновь открыта учеными

Давно утраченная тектоническая плита, получившая название «Понт», которая была размером в четверть Тихого океана, была случайно обнаружена учеными, изучающими древние породы на Борнео, сообщает «livescience».

Плита известна только по нескольким фрагментам горных пород с гор Борнео когда-то была размером с четверть Тихого океана. Ученые окрестили ее «Понтийской плитой», потому что во время своего существования она находилась под океаном, известным как Понтийский океан.

Исследователи пытались найти остатки одной из этих древних потерянных плит, известной как плита Феникс, во время полевых работ на Борнео, но обнаружили нечто странное, когда проанализировали породу из образцов, которую они собрали.
Чтобы разгадать тайну, они использовали компьютерные модели для изучения геологии региона за последние 160 миллионов лет.
Геологи обнаружили, что это место на самом деле было занято никогда ранее не известной плитой, которую команда назвали Понтийской плитой.

Реконструкция показывает, что Понтийская плита сформировалась, по крайней мере, 160 миллионов лет назад, но, вероятно, была намного старше. (Образцы горных пород, собранные на Борнео, датируются 135 миллионами лет.) Когда-то она была огромной, но неуклонно уменьшалась в течение своей жизни, в конце концов оказавшись под Австралийской плитой на юге и Китаем на севере, исчезнув 20 миллионов лет назад.

Исследования десятилетней давности, проведенные в той же лаборатории, также показали намек на Понтийскую плиту. В этом исследовании рассматривались изображения среднего слоя Земли, мантии, где заканчивается субдукционная кора. Оно показало огромную кору плиты неизвестного происхождения, но у ученых в то время не было возможности определить, откуда она взялась. Теперь ясно, что эта кора и есть то, что осталось от Понтийской плиты.