Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество  → Природа 13+

«Мона Лиза» раскрыла еще одну тайну

, 18:00

«Мона Лиза» раскрыла еще одну тайну
Леонардо да Винчи, Galerie de tableaux en très haute définition, Общественное достояние, wikimedia.org

Используя рентгеновские лучи, чтобы заглянуть в химическую структуру крошечного пятнышка знаменитого произведения искусства, ученые получили новое представление о техниках, которые использовал Леонардо да Винчи, чтобы нарисовать свой новаторский портрет женщины с изысканной загадочной улыбкой, сообщает «phys.org».

Исследователи предполагают, что известный своим любопытством, ученостью и изобретательностью итальянский мастер эпохи Возрождения, возможно, был в особенно экспериментальном настроении, когда приступил к работе над «Моной Лизой» в начале XVI века.

Рецепт масляной краски, который Леонардо использовал в качестве базового слоя, по-видимому, отличался от «Моны Лизы» химическим составом, обнаружили искусствоведы из Франции и Великобритании.

«Он был тем, кто любил экспериментировать, и каждая из его картин совершенно разная с технической точки зрения», — сказал Виктор Гонсалес, ведущий автор исследования и химик из высшего исследовательского образования Франции, CNRS. Гонсалес изучил химический состав десятков работ Леонардо, Рембрандта и других художников.
«В данном случае интересно увидеть, что действительно существует особая техника для первого слоя «Моны Лизы», — сказал он.
В частности, исследователи обнаружили редкое соединение, плюмбонакрит, в первом слое краски Леонардо. Это открытие, по словам Гонсалеса, впервые подтвердило то, о чем историки искусства ранее только предполагали: Леонардо, скорее всего, использовал порошок оксида свинца, чтобы загустить и помочь высушить краску, когда он начал работать над портретом, который теперь смотрит из-за защитного стекла в Лувре в Париже.

Фрагмент краски с базового слоя «Моны Лизы», который был проанализирован, был едва виден невооруженным глазом, не больше диаметра человеческого волоса, и шел от правого верхнего края картины.

После Леонардо голландский мастер Рембрандт, возможно, использовал похожий рецепт, когда писал картины в 17 веке; Гонсалес и другие исследователи ранее также обнаружили плюмбонакрит в его работах.

«Это также говорит нам о том, что эти рецепты передавались на протяжении веков», — сказал Гонсалес. «Это был очень хороший рецепт».

Считается, что Леонардо растворил порошок оксида свинца, который имеет оранжевый цвет, в льняном или ореховом масле, нагревая смесь, чтобы получить более густую и быстро сохнущую пасту.

«То, что вы получите, — это масло, которое имеет очень приятный золотистый цвет», — сказал Гонсалес. «Он больше похож на мед».

Но «Мона Лиза», которая, по словам Лувра, является портретом Лизы Герардини, жены флорентийского торговца шелком, и другие работы Леонардо таят в себе и другие секреты.

«Наверняка есть еще много, много вещей, которые можно открыть. Мы едва царапаем поверхность», — сказал Гонсалес. «То, что мы говорим, — это всего лишь немного больше знаний».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram