Гигантский длинношеий динозавр-титан проживал в Европе

Гигантский длинношеий динозавр-титан проживал в Европе
Фото: Grup Guix

Массивный, никогда ранее не виданный зауропод бродил по территории современной Испании примерно 122 миллиона лет назад. Необычная форма его костей предполагает, что недавно описанный «титан» был довольно примитивным, что может помочь ученым лучше понять эволюцию этих гигантских динозавров с длинной шеей, сообщает «livescience».

Недавно идентифицированный вид, названный Garumbatitan morellensis, был обнаружен во время раскопок на месте окаменелостей Сан-Антонио-де-ла-Веспа недалеко от города Морелла в период с 2005 по 2008 год. Исследователи обнаружили останки по крайней мере трех динозавров на этом месте, в том числе массивные позвонки, длинные кости ног и два почти полных набора костей стопы, что является чрезвычайно редкой находкой для зауроподов. Окаменелости относятся к раннему меловому периоду (от 145 до 66 миллионов лет назад).

Зауроподы, в том числе диплодок и брахиозавр, являются четвероногими травоядными динозаврами с удлиненными шеями и хвостами, которые могут достигать колоссальных размеров. G. morellensis принадлежит к подгруппе зауроподов, известных как титанозавры, которые были самыми массивными зауроподами и единственной линией, которая выжила до того, как астероид, убивающий динозавров, ударил около 66 миллионов лет назад.

Основываясь на имеющихся костях, исследователи не могут точно сказать, насколько большим может стать G. morellensis. Но один из особей "выделяется своим большим размером, с позвонками шириной более одного метра и бедренной костью, которая может достигать двух метров в длину", - говорится в заявлении ведущего автора исследования Педро Мочо, палеонтолога из Лиссабонского университета в Португалии.

Судя по размеру этих костей, G. morellensis, вероятно, был, по крайней мере, среднего размера для титанозавров, которые часто вырастали примерно до размера баскетбольной площадки.

Крупнейшими названными титанозаврами и крупнейшими динозаврами являются Argentinosaurus huinculensis и Patagotitan mayorum. Ученые спорят, какой вид был самым тяжелым, но они оба, вероятно, весили не менее 70 тонн.
Однако в 2021 году исследователи обнаружили в Аргентине останки нового неназванного вида титанозавра, который потенциально мог быть больше, чем A. huinculensis и P. mayorum.

Хотя титанозавры были самыми тяжелыми зауроподами, они не были самыми длинными. Это название, вероятно, принадлежит неопознанному виду зауроподов по прозвищу «Суперзавр», который простирался до 128 футов (39 м) в длину.

Окаменелости сомфоспондиланов найдены на каждом современном континенте, но до сих пор было неясно, где именно они возникли. Исследователи предполагают, что открытие этого примитивного сомфоспондилана в Испании намекает на то, что Европа может быть местом, где они впервые бродили. Однако для доказательства этого необходимы дополнительные исследования.
В 2022 году ученые обнаружили в Португалии останки огромного неопознанного зауропода, который является претендентом на крупнейшую в Европе известную окаменелость динозавра, возраст которой составляет 150 миллионов лет.