Учёные прогнозируют выпадение пластиковых дождей

, 13:04 , Специальный корреспондент

Учёные прогнозируют выпадение пластиковых дождей
Фото: stockvault

Учёные выяснили, что пластик в малых фракциях размером, достигающим до 5 мм, находится в воздухе, которым мы дышим, во взвеси. Человек поглощает его при дыхании и эти частички уже обнаруживают в крови, лёгких и, даже в сердце. Более того микропластик обнаружен в стратосфере. Даже туда его нелёгкая занесла. А в мировом океане дрейфуют огромные острова плавучего мусора, в основном пластикового, имеющие площадь больше, чем некоторые страны. И на этих островах уже формируется своя экосистема.

Использование, казалось бы, очень удобной пластиковой упаковки и другое применение этого материала выходит человечеству боком. Ежегодно в водах мирового океана содержание пластиковых отходов увеличивается на 10 млн тонн. Посмотрите на небо, там тоже в огромных количествах летают мелкие пластиковые частички они есть и в облаках, и, даже - в верхних слоях тропосферы. Они выпадают на землю с осадками. Они присутствуют в тех жидкостях, что мы пьём и в той пище, что мы едим.

Исследования группы учёных из японского университета Васэда, под руководством профессора Хироши Окочи, показали, что присутствие пластика и циркулирование его в биосфере вредит здоровью человека и отрицательно влияет на экосистемы. Профессор Окочи считает, что речь уже идёт о глобальном загрязнении пластиковым мусором и, что это непременно ведёт к серьёзным экологическим проблемам и, даже - катастрофам. Группа провела изыскательские работы на вершинах Фудзи (Таробо) и Ояма на высотах от 1 300 до 3 776 метров над уровнем моря. Осуществлялся сбор так называемой «облачной воды» в её каждом литре было обнаружено от 6,7 миллиграмм до 13,9 миллиграмм частичек пластика, размером от 7,1 мкм до 94,6 мкм. Причём это были различные полимеры от этилена до резины. К сожалению, среди них были и гидрофильные (водолюбивые) полимеры, предположительно побывавшие в «ядре конденсации облаков». Эти частицы присутствуют и на полюсах земли, и в горном глетчере, и в снегах, лежащих на горных вершинах, оттуда попадают в воду, в том числе и в пещерную, что однозначно приведёт к сокращению биоразнообразия на планете. Пластик обнаружен и в телах морских обитателей. Кстати, пещерные экосистемы отличаются особой хрупкостью. А пластик теперь можно найти и в тех пещерах, что редко посещаются людьми, и только исследователями.

Японские учёные считают, что пластиковые частички переносятся по миру облаками. Американские исследователи из университета Сент-Луиса обнаружили пластик в палеоруслах реки Миссури. И, что самое прискорбное, пластик теперь обнаруживают не только на водной поверхности, но и на глубинах.

Значимым фактором, из-за которого происходит распространение пластиковых частиц по миру являются ураганы, наводнения и весенние паводки, вымывающие мусор из открытых полигонов, на которых хранятся отходы. Кстати, при исследовании донных отложений в водоёмах, также находят очень много пластиковых отходов, различных размеров и различного состава. Преимущественно это даже не остатки упаковки, а волокна синтетического текстиля. Если использование синтетических материалов в 1960-е годы считалось революцией, которая способна привести к всеобщему благоденствию, то сейчас учёные ратуют за резкое сокращение использования человеком полимерных материалов, многие из которых практически вовсе не разлагаются.

И в нашем отечестве учёные бьют тревогу, по поводу загрязнения вод и почв пластиком. Исследователь Андрей Федотов рассказал прессе, что в байкальской воде обнаружены не только пластик, но и составляющие технологий их производства – пластификаторы, добавки, обеспечивающие огнестойкость полимерным материалам и даже – продукция фармакологической и косметической индустрий.

Используемые человеком антибиотики, чистящие средства и прочее в конце концов оказываются в сточных водах и отравляют водные подземные горизонты, поверхностные водоёмы и почвы. Биота вынуждена к этому приспосабливаться, и она естественным образом мутирует под воздействием на неё синтетических загрязнений.

Пластик в больших количествах накапливается в северных морях куда его затаскивает океанические течения. В Баренцевом море начинает образовываться новый, шестой по счёту плавающий остров из полимеров. Пластик дрейфует и в Белом море. Группа исследователей из Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ) выявила пластиковый мусор в большом количестве в бассейне Северной Двины. По словам исследователей, донные отложения реки в среднем могут за год накапливать до 117 миллиграммов микропластика на килограмм.

Пластик в большом количестве регистрируют в акваториях Белого и Баренцева морей. Оказалась, что Северная Двина загрязнена более чем великие сибирские реки. Но уступает по наличию полимерных нечистот рекам европейским. Российские учёные намерены исследовать на наличие загрязнений полимерами всю российскую Арктику.

Не так давно впервые была описана болезнь, вызванная накоплением пластика в организме. Речь идет о пластикозе, по аналогии с другими фиброзами — это новое заболевание, при котором в организме накапливается микропластик.

Еженедельно в организм человека попадают пять граммов пластика, что сопоставимо с тем, как если бы вы съели свою банковскую карту.