Семья бронзового века, жившая 3 800 лет назад на Южном Урале, возможно, придерживалась гибкого подхода к браку: большинству мужчин разрешалась только одна жена, в то время как немногие избранные наслаждались обществом нескольких женщин.
Ученые проанализировали геномы скелетов большой семьи из некрополя бронзового века в российской степи. Неплуевский курган возрастом 3 800 лет был раскопан несколько лет назад и расположен на географической границе между Европой и Азией. Используя статистическую геномику, теперь расшифрованы семейные и брачные отношения этого общества.
Исследователи обнаружили, что старший из шести братьев мог позволить себе роскошь второй жены, проанализировав геномы 32 древних родственников, которые были похоронены в одном кургане, сообщает «Аrkeonews».
32 человека из захоронения на Южном Урале демонстрируют тесные родственные связи и только женщины приехали из других районов.
Исследованный курган представлял собой могилу шести братьев, их жен, детей и внуков. Предположительно у старшего брата было восемь детей от двух жен, одна из которых происходила из азиатских степных районов на востоке. Другие братья не проявляли никаких признаков полигамии и, вероятно, жили моногамно с гораздо меньшим количеством детей.
«Место захоронения представляет собой захватывающий снимок доисторической семьи», — объясняет Блёхер, ведущий автор исследования. «Примечательно, что первенец брата, по-видимому, имел более высокий статус и, следовательно, больше шансов на размножение. Право первенца мужского пола кажется нам знакомым, оно известно, например, из Ветхого Завета, но также и от аристократии в исторической Европе.
«Археология показывает, что 3 800 лет назад население южного Зауралья знало скотоводство и металлообработку и питалось в основном молочными и мясными продуктами», — комментирует Светлана Шарапова, археолог из Екатеринбурга и руководитель раскопок, добавляя: «Состояние здоровья семьи, похороненной здесь, должно быть, было очень плохим. Средняя продолжительность жизни женщин составляла 28 лет, мужчин — 36 лет».
В последнем поколении использование кургана внезапно прекратилось и были найдены почти только младенцы и маленькие дети. Шарапова добавляет: «Вполне возможно, что жители были уничтожены болезнями или оставшееся население ушло в другое место в поисках лучшей жизни».
Вполне возможно, что локальная модель, которую выявили археологи, имеет отношение к гораздо большей территории. Будущие исследования покажут, в какой степени «неплюевская» модель может быть проверена на других доисторических памятниках Евразии.