Последствия разрушения дамбы Каховской ГЭС мы ещё долго будем ощущать. Временное затопление населённых пунктов и угодий – это только полбеды. Из хороших новостей пока только одна, нет никакой угрозы, что Чёрное море будет загрязнено и пострадают крымские и кавказские берега. Об этом свидетельствуют эксперты, знающие досконально своё дело. Но, совершено очевидно, что экологическая катастрофа охватит территории, находящиеся ниже бывшего Каховского водохранилища по течению. Пострадают и левый – низкий, и правый - высокий берега Днепра. О грядущих проблемах эксклюзивно «АН» рассказал известный крымский учёный, геолог и гидрогеолог Владимир Хмиляр.
В результате неоднократных ракетных и артиллерийских обстрелов Каховской ГЭС украинскими войсками дамба получила фатальные повреждения и её верхняя часть, не выдержав напора воды – разрушилась. Действия ВСУ были квалифицированы российским Следственным Комитетом как терроризм. А грядущие последствия уже оценено российским вице-премьером Викторией Абрамченко как экоцид. Стоит отметить, что в грядущей зоне экоцида находится множество населённых пунктов, частных мелких и средних хозяйств, где проживали до катастрофы десятки тысяч человек.
Пока нет сведений, о реальной угрозе безопасности Запорожской АЭС (ЗАЭС). В её структуре остались технологические водоёмы, необходимые для работы и поддержания жизнеспособности станции. Президент РФ Владимир Путин, выразил сожаление о случившемся и о том, что украинские власти пошли на совершение столь тяжкого преступления.
Экспертное сообщество также отреагировало на случившееся. Доктор географических наук, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета Валерий Малинин пояснил прессе: «Конечно, это экологическая катастрофа, особенно для сельского хозяйства. Ил, грязь идут вниз по течению. Каховская ГЭС последняя шестая ступень каскада днепровских гидроэлектростанций, функционирующая с 1950 года. На дне водохранилища загрязнения откладывались в течение многих десятилетий, и если останется только русло реки, то их ветром начнёт разносить (с оголившихся берегов – ред.) по окружающим районам. Также не исключены эпидемии холеры и другие инфекционные заболевания (в результате разрушения плотины, волной размыто множество инфекционных захоронений и скотомогильников – ред.). Водоснабжение Крыма тоже пострадает, но на этот год воды хватит». Малинин отметил: «Запорожская Атомная станция — это вторая проблема. Эксперты говорят, что пока ситуация не критическая, так как бассейны охладители станции автономны. То есть они могут использовать воду не только из Каховского водохранилища, но и имеют собственные резервы для пополнения воды. Пока станция работает в штатном режиме».
Весьма уважаемый крымский эксперт, гидрогеолог, имеющий ряд известных научных работ по гидрогеологии и геологии Крыма Владимир Юрьевич Хмиляр, рассказал эксклюзивно корреспонденту газеты «Аргументы Недели» о том, чем грозит разрушение Каховской дамбы Крыму и Херсонской области. Он, в частности, заявил: «Да, это трагедия. И конечно она не пройдет без последствий и отразится негативно. Мы придём к 2014 году. Здесь какая-то закономерность, девять лет тому назад, как раз примерно в это время, в июне, Украина нам перекрыла Северо-Крымский канал и Крым остался без воды. На сегодняшний день, если посмотреть на карту высот, она есть в интернете в открытом доступе, переток Днепровской воды из Каховского водохранилища находится выше взорванного шлюза. Оттуда и берет своё начало Северо-Крымский канал и канал Херсонского района. Я был месяц назад в этом районе в Херсонщине, канал был полноводным. Сейчас сток Днепра идёт в Чёрное море транзитом через этот шлюз, естественно уровень упадёт. Достаточно уровню упасть примерно на два метра, чтобы прекратилась подача воды в эти каналы - в Херсонскую и Крымскую ветки.
А то, что сегодня мы услышали по радио, слова губернатора Сергея Аксёнова, что воду будут насосами мощными подавать в канал, скажу так - нужно знать цифры и грамотно оперировать ими. Северно-Крымский канал в советское время ежегодно подавал на полуостров 1,5 миллиарда кубических метров воды, повторяю и подчёркиваю: «1,5 миллиарда». 70% этой воды уходило на полив: на водоснабжение сёл, полей и огородов. Поэтому прежде, чем говорить о том, что насосами будем подавать через трубы, нужно в голове держать эту цифру. Потребность Севастополя 140 тысяч м3 в сутки, Симферополя не меньше. Так что эта диверсия отразится на водоснабжении Крыма очень чётко. Водохранилища сейчас заполнены на 80%. Ну и что? Мы эти 80% выпьем к концу года. Если будут такие засушливые месяцы, как у нас были в 2014, - 15, - 16, - 17, - 18 и - 19 годах, будут проблемы. А тогда в результате, мы вынуждено к 2020 году воду подавали из карьеров в Чёрную речку для того, чтобы обеспечить работу 11-го гидроузла Чернореченского водозабора».
Напоминаем, что в результате схода большой массы воды поднялся не только донный ил, изобилующий отходами промышленности, расположенной выше по течению Днепра, также были размыты кладбища, скотомогильники, выгребные ямы. Владимир Хмиляр пояснил: «Сейчас мы видим только вершину айсберга. Вообще-то с точки зрения экологии, моё личное мнение, это экологическая катастрофа. Вода (ушедшая из Каховского водохранилища – ред.) может спровоцировать движение вод, которые могут содержать металлы. В Днепр в течение долгого времени сливались отходы металлургического производства, химического производства со всей Украины. Кстати, экологическая катастрофа касается, в том числе и Украины. Дело в том, что Каховское водохранилище поддерживало уровень грунтовых вод на какой-то определённой глубине поверхности земли, от которой запитывались все колодцы, все скважины, за счёт которых происходило водоснабжение всех овцеводческо-товарных ферм, молокозаводов и так далее. А теперь если понизится уровень поверхностного стока, то уровень грунтовых вод тоже понизиться. А значит и скважины, и колодцы будут иссушены и истощенны, вот какая проблема может возникнуть, а это огромные площади в тысячи км2».
Известно, что под Азовским морем находится большие запасы пресной воды. О том, что они обнаружены ещё недавно с энтузиазмом говорили в Москве и в Крыму. С началом специальной военной операции, после выхода к Каховскому водохранилищу наших войск, а особенно после их продвижения дальше Энергодара, разговор об азовских водных залежах затих. Но, в сложившейся обстановке, возможно стоит о них вновь вспомнить.
О наличии запасов пресной воды под Азовским морем Владимир Хмиляр пояснил: «Мы всё время говорим о том, что да, может помочь, но всегда в голове нужно держать цифры потребления воды в сутки для любых населённых пунктов, особенно для городов. То есть, если мы говорим, что под Азовским морем есть вода, да, есть палеорусло Дона. Нужно понимать и знать историю геологического развития за последние 500 тысяч лет. Так вот, на эти 500 тысяч лет приходится два минимума уровня Чёрного моря. Минус доходил, по одним данным 50 метров, по другим 55 метров, по третьим 60 метров ниже современного уровня моря. Отсюда выработка русел рек, то есть, русла рек углублялись. Потом, по мере поднятия уровня Чёрного моря, эти русла рек затягивались песком, галечником, вот это и называется палеорусло. Поэтому любое палеорусло любой реки даже крымских маленьких речушек имеют субмаринные разгрузки. И никакого «открытия Америки» здесь нет. Это ещё было известно в 60-х годах прошлого века, даже раньше, в 30-х годах об этом знали. Вот, как раз инкерманский водозабор сидит на палеорусле реки Чёрная и функционирует с 1933 года и на сегодняшний день он даёт 25 тысяч кубов в сутки на Севастополь. При этом радиус депрессионной воронки в самые засушливые годы не превышал 1,5 км, потому что это постоянно восполняемый источник пресной воды и глубина скважин там в пределах 20 метров. Днепр имеет палеорусло, Каркинитский залив, который имеет глубину на сегодняшний день примерно от 35 до 45 метров – это была пойма Днепра примерно 250 тысяч лет назад в период Днепровского оледенения. Это была моя работа по геологии, я занимался этим и знаю, что это такое, и террасы знаю и погребённые террасы знаю и они все содержат пресную воду.
Дело тут в чём, есть перепад высот, и чтобы днепровскую воду подать в Керчь, Феодосию и Судак нужно преодолеть Черноморский район, Раздольненский район, а это высота рельефа в приделах 100 метров. Нужно подать в реверсном исполнении, брать её, например из Азовского моря и подавать сюда на Феодосию, а затем дальше, то превышения будут плюс 60 метров. То есть это огромные затраты, вода есть никто же не спорит и на Марсе вроде нашли, вот только привези её, попробуй».
Многие эксперты выразили опасение, что днепровскими водами сошедшими мощной волной и наполненными отходами промышленности, нечистотами от скотомогильников и других захоронений будут загрязнены российские берега Крыма и Кавказа. На эту тему газете «АН» Владимир Хмиляр также дал свой комментарий: «На Чёрном море есть ветровые течения с востока на запад, далее вдоль берегов Болгарии, и вдоль берегов Турции. То есть, течение от Днепра от Каркинитского залива идёт в сторону Румынии, а там Дунай уже будет отклонять это течение. Так что за Крымское и Кавказское побережья можно сильно не волноваться.
Не этого загрязнения нужно опасаться, а сбросов с локальных очистных сооружений (ЛОС), которые находятся в ведомстве всех новоиспечённых в Крыму и на Кавказе баз отдыха. В маленькие речушки сбрасываются сточные воды ЛОС естественно с запахами и так далее, но допустим в мае месяце нет туристов и нет такого количества этих жидких отходов, а как всё это происходит в августе мне это всё вообще не понятно.
А что касается грязных вод Каховской ГЭС, мы их воздействие почувствуем, особенно, когда будет 35 градусов жары и когда застойный режим установится на затопленных территориях, вода-то не уйдет, она останется. Не зря Мариуполь Александр Суворов заселял греками из Бахчисарайского района, потому что там были болота, низменности, где свирепствовали холера, малярия и так далее. И выжить можно было, только за счёт морепродуктов, которые научились использовать греки. Марьян-Дере такое село было возле Бахчисарая или Свято-Успенский мужской монастырь, там стела стоит Марьян-Дере (Мариуполь), вот откуда и начинается история Херсонеса Таврического».
Не скажу, что история, поведанная нам Владимиром меня, успокоила. Несмотря на то, что экологии Крыма и кавказского побережья Днепр не угрожает, проблемы будут, и, судя по всему, не малые. Но, как говорится предупреждён, значит вооружён. А властям Крыма и Херсонской области стоит прислушаться к мнению Владимира Хмиляра. Дело в том, что проблемы возникнут и на правом, и на левом берегах Днепра. Левый-низкий будет заболочен, а правый – высокий останется без грунтовых вод и рискует превратиться в знойную полупустыню.
Что касается движения загрязнённой воды Днепра. Слова Владимира Хмиляра подтверждаются фактами уже сейчас. Течение выносит горы мусора из Херсонской области к пляжам Одессы. Так случилось, что на обломке деревянной стены (этаком спонтанно возникшем плоту) в Одессу из Херсонщины приплыла собака, преодолевшая по воде около 150 км. Псину спасли одесситы.