Китай охотится за самыми неуловимыми частицами в мире под дном океана

Китай охотится за самыми неуловимыми частицами в мире под дном океана
© NASA , Global Look Press

Китай развертывает тысячи датчиков почти в километре под поверхностью океана, чтобы следить за темнотой на предмет вспышек света, которые показывают присутствие нейтрино, сообщает «live science».

Каждую секунду десятки триллионов этих призрачных нейтрино текут через Землю (и ваше тело), ни с чем не взаимодействуя. Иногда эти нейтрально заряженные частицы сталкиваются с ядром блуждающего атома, испуская почти необнаруживаемую искру света.

Эта искра света помогает ученым не только узнать, что нейтрино было там, но и определить, откуда оно могло возникнуть. Некоторые нейтрино возникают в результате ядерных реакций внутри Солнца, где атомы сливаются вместе глубоко внутри звезды.

Эти реакции синтеза высвобождают нейтрино, которые удаляются от Солнца в течение нескольких секунд. Некоторые нейтрино возникают в результате ядерного деления, например, в ядерных реакторах. По данным Министерства энергетики, даже разлагающийся калий внутри банана может высвобождать нейтрино. Ученые также недавно впервые заметили нейтрино в Большом адронном коллайдере.

Но некоторые нейтрино приходят из-за пределов Солнечной системы. Эти высокоэнергетические нейтрино могут происходить из черных дыр, сверхновых, пульсаров или какого-либо другого события, которое ученые еще не наблюдали. Именно эти высокоэнергетические нейтрино пытаются найти ученые из Китайской академии наук.

Китайский детектор не будет единственным подводным детектором нейтрино. Россия строит Байкальский гигатонный объемный детектор (Байкал-ГВД) в сибирском озере Байкал, самом глубоком озере в мире. Кроме того, есть предстоящий Европейский кубический километровый нейтринный телескоп, сотрудничество нескольких учреждений, которое будет охотиться за нейтрино в Средиземном море. Существует также Эксперимент по нейтрино в Тихом океане, еще одно многопрофильное сотрудничество, работающее над детектором в Тихом океане, у побережья Британской Колумбии в Канаде.

В Антарктиде также идет изучение нейтрино, сеть, которая покрывает около 1 кубического километра с 5 160 датчиками почти в километре подо льдом. Там, внизу, лед достаточно прозрачен, чтобы датчики могли улавливать крошечные вспышки света.

Однако китайский детектор будет намного больше. Его 55 000 датчиков будут покрывать около 30 кубических километров.

Одной из конкретных целей детектора будет выяснить, могут ли гамма-лучи и высокоэнергетические нейтрино исходить от одних и тех же межгалактических источников. Если исследователи обнаружат нейтрино, исходящие из одного источника, то они смогут определить происхождение космических лучей.