Изучение верхних конечностей динозавров показало, как у птиц появились крылья для полета

, 13:48 Источник: https://naukatv.ru

Фото: Yurika Uno, Tatsuya Hirasawa/Zoological Letters, 2023, телеканал «Наука»

Все современные птицы, способные летать, имеют особую структуру в крыле — пропатагий. Его эволюционное происхождение не до конца понятно, но новое исследование предполагает, что она возникла у динозавров. Открытие сделано в результате статистического анализа суставов верхних конечностей, сохранившихся в окаменелостях, сообщает телеканал «Наука».

«На переднем крае птичьего крыла пропатагий содержит мышцу, соединяющую плечо и запястье, которая помогает махать крыльями и делает возможным полет. Он не обнаружен у других позвоночных, и также было обнаружено, что он исчез или потерял свою функцию у нелетающих птиц, что является одной из причин, по которой мы знаем, что он необходим для полета.

Таким образом, чтобы понять, как полет развился у птиц, мы должны знать, как эволюционировал пропатагий. Именно это побудило нас исследовать далеких предков современных птиц, динозавров-теропод», — сказал один из авторов исследования Тацуя Хирасава.

Если бы ученые смогли найти доказательства раннего примера пропатагия у тираннозавра или велоцераптора, это помогло бы объяснить, как современная птичья ветвь древа жизни перешла к крыльям. Однако это не так просто, поскольку пропатагий состоит из мягких тканей, поэтому прямых доказательств найти невозможно. Исследователи должны были найти косвенный способ определить наличие или отсутствие пропатагия в образце.

«Решение заключалось в сборе данных об углах суставов вдоль верхних конечностей у динозавра или птицы. У современных птиц крылья не могут полностью развернуться из-за пропатагия, что ограничивает диапазон возможных углов между соединительными частями. Мы обнаружили ту же картину и исследуемых динозавров», — говорит одна из авторов работы Юрика Уно.

Команда выяснила, что пропатагий, вероятно, развился у группы динозавров, известных как тероподы-манирапторы, включающей знаменитого велоцираптора.

Пропатагий также идентифицировали в редких окаменелостях мягких тканей пернатых динозавров, не умеющих летать. Однако, зачем именно эта адаптация потребовалась динозаврам, когда до полета им было еще далеко, пока неизвестно.