Ученые недавно возродили несколько неизвестных вирусов, которые были похоронены в вечной мерзлоте в течение десятков тысяч лет. Самому молодому вирусу, который был возрожден, было 27 000 лет. А самому старому из них – Пандоравирусу – было около 48 500 лет. Это самый старый вирус, когда-либо возрожденный, сообщает «Тhe conversation».
По мере того, как мир продолжает нагреваться, таяние вечной мерзлоты высвобождает органические вещества, которые были заморожены в течение тысячелетий, включая бактерии и вирусы, некоторые из которых все еще могут размножаться.
Эта последняя работа была выполнена группой ученых из Франции, Германии и России. Им удалось реанимировать 13 вирусов с такими экзотическими названиями, как Pandoravirus и Pacmanvirus, взятых из семи образцов сибирской вечной мерзлоты.
Это не первый случай, когда жизнеспособный вирус был обнаружен в образцах вечной мерзлоты. Более ранние исследования сообщали об обнаружении питовируса и молливируса.
Все вирусы, культивируемые до сих пор из таких образцов, являются гигантскими ДНК-вирусами, которые поражают только амеб. Они далеки от вирусов, которые поражают млекопитающих, не говоря уже о людях, и вряд ли будут представлять опасность для человека.
Более актуальной областью, вызывающей озабоченность, является то, что по мере таяния вечной мерзлоты она может освободить тела давно умерших людей, которые могли умереть от инфекционного заболевания, и таким образом выпустить эту инфекцию обратно в мир.
Единственной человеческой инфекцией, которая была искоренена во всем мире, является оспа, и повторное внедрение оспы, особенно в труднодоступных местах, может стать глобальной катастрофой. Признаки инфекции оспы были обнаружены в телах из захоронений вечной мерзлоты, но «только частичные последовательности генов», настолько сломанные кусочки вируса, которые не могли никого заразить. Вирус оспы, однако, хорошо выживает, когда замерзает при -20 ° C, но все еще только в течение нескольких десятилетий, а не столетий.
За последние пару десятилетий ученые эксгумировали тела людей, которые умерли от испанского гриппа и были похоронены в пораженной вечной мерзлотой земле на Аляске и Шпицбергене, Норвегия. Вирус гриппа удалось секвенировать, но не культивировать из тканей этих умерших людей. Вирусы гриппа могут выживать замороженными, по крайней мере, в течение года, когда заморожены, но, вероятно, не несколько десятилетий.
Однако другие типы патогенов, такие как бактерии, могут быть проблемой. На протяжении многих лет было несколько вспышек сибирской язвы (бактериальное заболевание, которое поражает домашний скот и людей), поражающих северных оленей в Сибири.
В 2016 году произошла особенно крупная вспышка, которая привела к гибели 2 350 северных оленей. Эта вспышка совпала с особенно теплым летом, что привело к предположению, что сибирская язва, выпущенная из таяния вечной мерзлоты, возможно, вызвала вспышку.
Другая проблема заключается в том, могут ли устойчивые к противомикробным препаратам организмы высвобождаться в окружающую среду в результате таяния вечной мерзлоты. Существуют убедительные доказательства из многочисленных исследований, что гены устойчивости к противомикробным препаратам могут быть обнаружены в образцах вечной мерзлоты.
Гены резистентности являются генетическим материалом, который позволяет бактериям становиться устойчивыми к антибиотикам и может передаваться от одной бактерии к другой. Это не должно удивлять, поскольку многие гены устойчивости к противомикробным препаратам развились из почвенных организмов, которые предшествовали антимикробной эре.