Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество  → Природа 13+

Исследование: отношение к кошкам в средние века

, 15:27

Исследование: отношение к кошкам в средние века
Святой Матфей и его кот, Брюгге 1500 год. Муниципальная библиотека Руана. Рукопись 3028, Лист 63r

Кошки имели плохую репутацию в средние века. Их предполагаемые связи с язычеством и колдовством означали, что к ним часто относились с подозрением. Но, несмотря на их связь со сверхъестественным, средневековые рукописи демонстрируют удивительно игривые образы наших пушистых друзей, сообщает «phys.org».

Из этих (часто очень забавных) изображений мы можем многое узнать о средневековом отношении к кошкам — не в последнюю очередь о том, что они были центральным элементом повседневной средневековой жизни.

В средние века мужчин и женщин часто идентифицировали по животным, которых они держали. Домашние обезьяны, например, считались экзотикой и признаком того, что владелец был богат, потому что они были завезены из далеких стран.
Домашние животные стали частью личной идентичности дворянства. Содержание животного, которое было щедро с вниманием, любовью и высококачественной пищей в обмен на отсутствие функциональной цели, кроме общения, означало высокий статус.

Для мужчин и женщин с высоким статусом в средние века не было ничего необычного в том, что их портрет был завершен в компании домашнего животного, чаще всего кошек и собак, чтобы обозначить их повышенный статус.
Обычно можно увидеть изображения кошек в иконографии праздников и других домашних пространств, что, по-видимому, отражает их статус домашнего животного в средневековом доме.

Точно так же в миниатюре голландской Часовой книги (распространенный тип молитвенника в средние века, который отмечал разделение дня конкретными молитвами) мужчина и женщина фигурируют в уютной домашней сцене, в то время как ухоженная кошка смотрит на него из нижнего левого угла. Опять же, кот не является ни центром изображения, ни фокусом композиции, но он принят в этом средневековом домашнем пространстве.

Как и сегодня, средневековые семьи давали своим кошкам имена. Например, кошка 13-го века в аббатстве Болье называлась «Клещ» в соответствии с надписью зелеными чернилами, которая появляется над каракулем упомянутой кошки на полях средневековой рукописи.

За кошками хорошо ухаживали в средневековом хозяйстве. В начале 13-го века в отчетах о поместье в Куксхэме (Оксфордшир) упоминается о том, что сыр покупался для кошки, что говорит о том, что они не были оставлены на произвол судьбы.

Фактически, королева Франции 14-го века, Изабо Баварская, потратила чрезмерные суммы денег на аксессуары для своих домашних животных. В 1387 году она заказала воротник, расшитый жемчугом и скрепленный золотой пряжкой для своей любимой белки. В 1406 году была куплена ярко-зеленая ткань, чтобы сделать специальный чехол для ее кошки.

Кошки также были обычными компаньонами для ученых, и восхваления о кошках не были редкостью в 16 веке. В одном стихотворении кошка описывается как легкий и самый дорогой компаньон ученого. Такие восхваления предполагают сильную эмоциональную привязанность к домашним кошкам и показывают, как кошки не только поднимали настроение своим хозяевам, но и обеспечивали долгожданные отвлечения от тяжелого умственного ремесла чтения и письма.

Кошки встречаются в изобилии как символ статуса в средневековых религиозных пространствах. Есть много средневековых рукописей, которые показывают, например, иллюминации (небольшие изображения) монахинь с кошками, а кошки часто появляются в виде каракулей на полях Часовых книг.

Но есть также много критики по поводу содержания кошек в средневековой проповеднической литературе. Английский проповедник 14-го века Джон Бромьярд считал их бесполезными игрушками для богатых, в то время как бедные голодали.

Кошки также зарегистрированы как связанные с дьяволом. Их скрытностью и хитростью при охоте на мышей восхищались, но это не всегда выражалось в качествах, желательных для общения. Эти ассоциации привели к убийству некоторых кошек, что имело пагубные последствия во время Черной смерти и других эпидемий средневековья, когда больше кошек, возможно, сократили популяции зараженных блохами крыс.

Из-за этих ассоциаций многие думали, что кошкам нет места в священных пространствах религиозных орденов. Однако, похоже, не было никаких формальных правил, утверждающих, что членам религиозных общин не разрешалось содержать кошек, и постоянная критика этой практики, возможно, предполагает, что домашние кошки были обычным явлением.

Даже если они не всегда считались социально приемлемыми в религиозных общинах, кошки все равно были явно хорошо ухожены. Это видно по игривым образам, которые мы видим в монастырях.

По большей части кошки были вполне домашними в средневековом хозяйстве. И, как видно из их игривого изображения во многих средневековых рукописях и произведениях искусства, отношения наших средневековых предков с этими животными не слишком отличались от наших.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram