В каждом рое насекомых скрывается вероятная молния

В каждом рое насекомых скрывается вероятная молния
Дочь фермера размахивает платком, чтобы прогнать рои пустынной саранчи с посевов семьи в Кении в январе 2020 года. Фото: Бен Кертис/Ассошиэйтед Пресс, nytimes

Большие группы насекомых могут создавать электрический заряд в атмосфере, сравнимый с зарядом грозовых облаков, говорится в новом исследовании.

Электрические заряды есть везде, как положительные, так и отрицательные. Как противоположные заряды тянутся друг к другу, как заряды отталкивают друг друга. Хотя эти силы часто остаются незамеченными в человеческом масштабе, они могут оказывать огромное влияние на мелких животных и растения, сообщает «The New York Times».

Медоносные пчелы, например, собирают положительный заряд, когда их крылья, которые бьются более 200 раз в секунду, трутся о молекулы в воздухе и используют его для привлечения отрицательно заряженной пыльцы; они также могут обнаруживать и модифицировать электрические поля цветов.

Пауки прядут отрицательно заряженные паутины, чтобы поймать положительно заряженных насекомых, и они используют электрические поля деревьев.

Положительно заряженные колибри тянут отрицательно заряженные тычинки растений к своим клювам. Экосистема гудит от электричества, хотя и в крошечных масштабах.

Новое исследование показало, что, когда насекомые, такие как медоносные пчелы и саранча, собираются в рои, индивидуальные заряды в каждом существе объединяются, образуя электрические поля в атмосфере, такие же сильные, как и те, которые создаются грозами.

Хотя для подтверждения их точного климатического эффекта потребуются дополнительные исследования, триллионы крошечных тел, которые электрифицируют воздух, могут помочь объяснить основные погодные явления, такие как образование облаков, и заполнить картину сложной среды вокруг нас.

Это исследование было первым, которое подтвердило крупномасштабное электрическое воздействие животных на атмосферу.

«Рои насекомых повсюду — вы можете увидеть это у комаров, вы можете увидеть это у пчел, вы можете увидеть это у саранчи и птиц», — сказал Виктор Ортега-Хименес, исследователь биомеханики из Университета штата Мэн. «Представьте себе весь этот потенциал».

Изучение того, как электростатические силы влияют на живые существа в экосистеме, известно как электрическая экология.

В последние несколько лет исследователи из Бристоля обнаружили, что насекомые не только подбирают заряд во время полета, но и трутся друг о друга и ходят по фрикционным поверхностям. Они посмотрели, как этот заряд влияет на поведение насекомых, частично наблюдая за тем, как летают университетские медоносные пчелы, а затем измеряя электрические поля, создаваемые растениями, которые они посетили. При этом доктор Хантинг заметил, что, когда насекомые роились, происходило «глубокое влияние» на потенциальный градиент атмосферы.

Исследователи экстраполировали свои результаты на пустынную саранчу и плотность их массивных роев, которыми славятся насекомые.

Основываясь на этих моделях, они утверждали, что некоторые нашествия саранчи, которые могут включать миллиарды насекомых на сотни квадратных миль, влияют на электрическое поле атмосферы в той же степени, что и грозы.

«Я думаю, что это удивительно», — сказал доктор Ортега-Хименес. «Грозы!».

Он добавил, что «есть много неизвестных», например, как изменения электрических полей, вызванные насекомыми, на самом деле влияют на климат, какое влияние изменения оказывают на экосистему и приносят ли заряды роя каким-либо образом пользу насекомым.

«Это открытый вопрос, как эти рои и эти заряды влияют не только на атмосферу, но и на биологию вокруг нее», — сказал он. «На уровне эволюционного тренда до сих пор нет истории».