На прошедшей неделе стоит выделить два очень любопытных случая из мира животных России. Косатка с двумя детенышами зашла из Охотского моря в реку Амур. Дальневосточные жители были крайне удивлены таким непривычным гостям. Мама и малыши несколько дней плавают чуть выше поселка Маго Николаевского района. Такого не припомнит никто из местных старожилов, в Амуре их видят впервые. В сети появляются разные комментарии по этому поводу, один из них: «Облачно, возможны косатки». И второе - на побережье Карского моря зафиксировали полторы тысячи краснокнижных моржей, которые вернулись на берег в третий раз. Экспедиция по изучению нового лежбища направилась для подсчета ластоногих и заодно возьмет пробы для генетического анализа и экологического. Обжитую атлантическими моржами территорию подумывают перевести и придать ей статус особо охраняемой. Это бы оградило их от излишнего внимания, к которому они не привыкли.
Касаемо экологии, масштаб загрязнений океана орудиями лова достиг беспрецедентного уровня. Каждый год в океан выбрасываются коммерческие лески и сети, если их количество сложить, то получится расстояние до Луны и обратно, согласно самому полному исследованию по потерянному рыболовному оборудованию. Ежегодно теряется или выбрасывается достаточно сетей, чтобы покрыть Шотландию. Исследователи изучили потери рыбаков в семи странах с данными о количестве коммерческого рыболовства во всем мире, чтобы оценить, что было потеряно. США, Марокко, Индонезия, Белиз, Перу, Исландия и Новая Зеландия. Страны были выбраны потому, что у них была рыбная промышленность, использующая большинство методов рыболовства.
Ежегодные убытки включали: 78 000 кв. км кошельковых неводных и жаберных сетей; 215 кв. км донных траловых сетей; 740 000 км основных длинных линий сетей; 15,5 млн км лесок, 13 миллиардов ярусных крючков; 25 миллионов ловушек. Рыбаки часто теряли сети из-за плохой погоды, когда оборудование не было должным образом закреплено или уплыло, или орудия лова запутывались с оборудованием других судов, конкурирующих за ту же рыбу. Жертвами таких дрейфующих по течениям сетей становятся птицы, черепахи, киты, акулы, дельфины, дюгони и другие обитатели моря.
Сети усугубляют глобальную проблему загрязнения морской среды пластиком. Призрачные сети, как их называют, являются особенно смертоносной формой пластикового загрязнения для всей морской жизни, о которой мы заботимся. Как только эти сети теряются с рыболовного судна, они не прекращают промысел, запутывая, ловя и убивая все что плывет им на встречу. В настоящее время обсуждается вопрос через Организацию Объединенных Наций, который должен решить проблему сетей-призраков «на глобальном уровне посредством прозрачной отчетности и маркировки орудий лова.
Но, к сожалению, и на суше не все гладко. Примерно 5,3 миллиарда сотовых телефонов станут отходами в 2022 году. Эксперты бьют тревогу и призывают к большей переработке опасных материалов, которые они содержат. Несмотря на содержание ценного золота, меди, серебра, палладия и других перерабатываемых компонентов, почти все эти нежелательные устройства будут накапливаться, выбрасываться на свалки или сжигаться, нанося значительный вред здоровью и окружающей среде.
Недавно эксперты ООН провели всесторонний анализ того, как быстро растут объемы этого мусора в странах бывшего Советского Союза. Проведенные ими расчеты показали, что объемы выбросов «электронного мусора» выросли на 50% за последние 10 лет, причем лишь 3,2% этих отходов перерабатываются надлежащим образом. Подобное обращение с мусором повышает нагрузку на экологию и экономику всего мира.
Смартфоны являются одним из электронных продуктов, вызывающих у всех наибольшую озабоченность. Если мы не будем перерабатывать редкие материалы, которые они содержат, то нам придется добывать их.
Выброшенные сотовые телефоны являются лишь верхушкой айсберга в 44,48 миллиона тонн глобальных электронных отходов, образующихся ежегодно, которые не перерабатываются, согласно глобальному мониторингу электронных отходов 2020 года.